Первый канал всю субботу 17 марта посвятил памяти Олега Табакова
Когда уходит такой человек, всё второстепенное, мелкое исчезает, остаётся главное – созданное им. Театр, роли, ученики. Его фильмы, показанные в этот день с плашкой «Любимый и народный», смотрелись совсем не так, как раньше.
Оказалось, что Искремас из «Гори, гори моя звезда» не просто роль романтика-режиссёра, а роль-клятва, роль-судьба. Табаков не сыграл, а прожил её, он создал театр, создал целую школу, воссоздал МХАТ – какие-то спектакли могли раздражать и даже возмущать, но он в очень трудное время поставил перед собой цель – вернуть зрителя в театр – и сделал это.
Когда Олега Павловича называют лицедеем, комиком с каскадом, всероссийским Матроскиным, это снижает его образ как великого артиста русского психологического театра. Да, он был безмерно, а иногда чрезмерно щедр в выразительных средствах, иногда «тянул одеяло на себя», но тот, кто в эти дни пересмотрел «Обломова» или вспомнил его роли в «Полётах во сне и наяву» или в «Случае с Полыниным», подтвердит, что Табаков был тончайшим, уникальным актёром мхатовской школы проживания.
«Без сострадания нет артиста», – говорил он своим ученикам. И Табаков не только играл, сострадая своим героям, он и в жизни действовал сообразно этому принципу. Потрясло то, что рассказала актриса МХТ Евгения Добровольская в посвящённом Мастеру выпуске «Сегодня вечером». Оказывается, он не только не ругал забеременевших артисток, так как они срывали планы постановок, но, напротив, делал доплаты работникам театра, имеющим детей. Такого нет ни в одном театре, да и на каком предприятии России это возможно? Табаков не только «стимулировал рождаемость», он материально поддерживал мхатовских стариков, как, например, Киру Николаевну Головко, которая прожила почти 100 лет. Он создавал театр-семью, где всё по справедливости.
Когда Олег Павлович за несколько лет до кончины очень серьёзно произносил пушкинское «Весь я не умру», он имел в виду, что продолжится в учениках, к которым относился как к своим детям. Воспитать столько замечательных артистов – подвиг великого театрального педагога.
Будем надеяться, что они достойно продолжат дело Учителя.