У Московской государственной филармонии появилась новая концертная площадка – «Оркестрион»
Жил-был скромный кинотеатр в спальном районе столицы. И всё у него было скромное: и название – «Черёмушки», а не какой-нибудь там «Космос» или «Октябрь», и размеры – в «Пушкинском» его, наверное, раз пять можно было бы уместить, и существование – ни тебе шумных премьер, ни ковровых дорожек с мировыми знаменитостями. А когда индустрия кинопоказа гигантоманией заболела, у маленького кинотеатра на 480 мест и вовсе никакого существования не стало. И сто против одного: превратили бы его в казино, ресторан или мебельный магазин, если бы не он – Михаил Плетнёв, замечательный дирижёр, создавший первый в России негосударственный оркестр – Российский национальный.
Накануне 10-летия РНО, в 1998 году, постановлением правительства Москвы здание бывшего кинотеатра было передано оркестру в аренду в качестве концертно-репетиционной базы, благо, по мнению специалистов, акустика здесь не уступает многим гораздо более «солидным» площадкам столицы. Впрочем, акустика, на мой взгляд, не единственное достоинство зала. В силу ли своих отнюдь не вселенских масштабов, в силу ли лаконичного, но очень тёплого «деревянного» декора, но обладает он каким-то неповторимым уютом, почти домашностью. Здесь можно остаться с музыкой наедине и при этом чувствовать, как в лад с тобой дышат ещё почти пять сотен человек.
Музыканты назвали свой новый дом «Оркестрионом» – в XVIII веке был изобретён такой музыкальный инструмент, гибрид фортепиано и органа, звучавший почти как симфонический оркестр. РНО не только репетирует здесь, но и даёт концерты – и полным составом, и ансамблями своих солистов. Вечера камерной и симфонической музыки «Музыкальные среды в «Оркестрионе», «Бетховенские академии М. Плетнёва», программы для детей с ограниченными возможностями, воспитанников детских домов и школ-интернатов – «Волшебство музыки» – столько интересного стало происходить в «Оркестрионе», что только на перечисление потребовалось бы несколько увесистых абзацев. И вот теперь в жизни зала открыта новая страница – он становится ещё и концертной площадкой Московской филармонии. Оркестр Михаила Плетнёва с филармонией связывает давняя и прочная дружба, и как же не прийти на помощь друзьям, если самая большая филармоническая сцена Москвы – Большой зал консерватории – становится на реконструкцию.
Первый сезон в новом статусе «Оркестрион» открыл без всякой помпы: никаких пространных поздравительных речей, только Музыка. В первом отделении – Моцарт, концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, (солист – лауреат международных конкурсов Евгений Брахман). Во втором – Бетховен, симфония № 7 ля мажор, соч. 92. И то, что для открытия была выбрана безусловная, но не затёртая до дыр классика, мне показалось добрым знаком. Как и то, что за пультом в этот вечер стоял Михаил Грановский – дирижёр молодой, темпераментный и в некотором смысле даже романтичный.
Ну и напоследок – информация к размышлению. В сезоне 2009/10 Московская филармония представит в «Оркестрионе» несколько абонементов. Днём по воскресеньям здесь ждут маленьких слушателей. Продолжится и «Волшебство музыки», которое по-прежнему устраивает для них РНО, будут и новые программы – «Сказки для всех», «Музей музыкальных инструментов» и «Музыка начинается…». А вечерние концерты доставят немало радости и подлинным ценителям, и тем, кто, несмотря на совсем недетский возраст, только начинает своё путешествие в мир серьёзной музыки. Между прочим, число последних, несмотря на титанические усилия масскультуры, пусть медленно, но верно увеличивается (думается, что на эту тему стоит поговорить особо). Кроме РНО и его камерных коллективов в зале «Оркестриона» можно будет услышать Государственный академический камерный оркестр России под управлением К. Орбеляна, «Вивальди-оркестр», «Пьяццолла-квинтет», московский мужской еврейский хор «Хасидская капелла»; состоятся вечера фортепианной музыки с участием В. Грязнова, Д. Гордина, дуэта И. Силиванова – М. Пурыжинский.
Так что теперь жизнь «Оркестриона» станет ещё более насыщенной – с аншлагами на концертах, с меломанами, спрашивающими ещё от метро лишний билетик, и, будем надеяться, со звёздами мировой величины, о которых некогда скромный кинотеатр и мечтать-то не мог.