Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Младший брат зала Чайковского

01 января 2007

СОБЫТИЕ

У Московской государственной филармонии появилась новая концертная площадка – «Оркестрион»

Эдуард ЛЕВИНЖил-был скромный кинотеатр в спальном районе столицы. И всё у него было скромное: и название – «Черёмушки», а не какой-нибудь там «Космос» или «Октябрь», и размеры – в «Пушкинском» его, наверное, раз пять можно было бы уместить, и существование – ни тебе шумных премьер, ни ковровых дорожек с мировыми знаменитостями. А когда индустрия кинопоказа гигантоманией заболела, у маленького кинотеатра на 480 мест и вовсе никакого существования не стало. И сто против одного: превратили бы его в казино, ресторан или мебельный магазин, если бы не он – Михаил Плетнёв, замечательный дирижёр, создавший первый в России негосударственный оркестр – Российский национальный.

Накануне 10-летия РНО, в 1998 году, постановлением правительства Москвы здание бывшего кинотеатра было передано оркестру в аренду в качестве концертно-репетиционной базы, благо, по мнению специалистов, акустика здесь не уступает многим гораздо более «солидным» площадкам столицы. Впрочем, акустика, на мой взгляд, не единственное достоинство зала. В силу ли своих отнюдь не вселенских масштабов, в силу ли лаконичного, но очень тёплого «деревянного» декора, но обладает он каким-то неповторимым уютом, почти домашностью. Здесь можно остаться с музыкой наедине и при этом чувствовать, как в лад с тобой дышат ещё почти пять сотен человек.

Музыканты назвали свой новый дом «Оркестрионом» – в XVIII веке был изобретён такой музыкальный инструмент, гибрид фортепиано и органа, звучавший почти как симфонический оркестр. РНО не только репетирует здесь, но и даёт концерты – и полным составом, и ансамблями своих солистов. Вечера камерной и симфонической музыки «Музыкальные среды в «Оркестрионе», «Бетховенские академии М. Плетнёва», программы для детей с ограниченными возможностями, воспитанников детских домов и школ-интернатов – «Волшебство музыки» – столько интересного стало происходить в «Оркестрионе», что только на перечисление потребовалось бы несколько увесистых абзацев. И вот теперь в жизни зала открыта новая страница – он становится ещё и концертной площадкой Московской филармонии. Оркестр Михаила Плетнёва с филармонией связывает давняя и прочная дружба, и как же не прийти на помощь друзьям, если самая большая филармоническая сцена Москвы – Большой зал консерватории – становится на реконструкцию.

Первый сезон в новом статусе «Оркестрион» открыл без всякой помпы: никаких пространных поздравительных речей, только Музыка. В первом отделении – Моцарт, концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, (солист – лауреат международных конкурсов Евгений Брахман). Во втором – Бетховен, симфония № 7 ля мажор, соч. 92. И то, что для открытия была выбрана безусловная, но не затёртая до дыр классика, мне показалось добрым знаком. Как и то, что за пультом в этот вечер стоял Михаил Грановский – дирижёр молодой, темпераментный и в некотором смысле даже романтичный.

Ну и напоследок – информация к размышлению. В сезоне 2009/10 Московская филармония представит в «Оркестрионе» несколько абонементов. Днём по воскресеньям здесь ждут маленьких слушателей. Продолжится и «Волшебство музыки», которое по-прежнему устраивает для них РНО, будут и новые программы – «Сказки для всех», «Музей музыкальных инструментов» и «Музыка начинается…». А вечерние концерты доставят немало радости и подлинным ценителям, и тем, кто, несмотря на совсем недетский возраст, только начинает своё путешествие в мир серьёзной музыки. Между прочим, число последних, несмотря на титанические усилия масскультуры, пусть медленно, но верно увеличивается (думается, что на эту тему стоит поговорить особо). Кроме РНО и его камерных коллективов в зале «Оркестриона» можно будет услышать Государственный академический камерный оркестр России под управлением К. Орбеляна, «Вивальди-оркестр», «Пьяццолла-квинтет», московский мужской еврейский хор «Хасидская капелла»; состоятся вечера фортепианной музыки с участием В. Грязнова, Д. Гордина, дуэта И. Силиванова – М. Пурыжинский.

Так что теперь жизнь «Оркестриона» станет ещё более насыщенной – с аншлагами на концертах, с меломанами, спрашивающими ещё от метро лишний билетик, и, будем надеяться, со звёздами мировой величины, о которых некогда скромный кинотеатр и мечтать-то не мог.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS