Интеллигенция и рабочие в освободительном движении России. Конец XIX – начало XX века. – М.: Новый хронограф, 2011. – 288 с. – 500 экз.
Эта книга – научная монография на тему о взаимоотношениях интеллигенции и рабочего класса на рубеже XIX и XX веков. Автор, маститый историк, поставил себе цель при помощи фактов и цифр опровергнуть один из известных марксистско-ленинских тезисов о том, что движущей силой революции является рабочий класс. В книге утверждается обратное: движущей силой революции, да и любых изменений в обществе, является интеллигенция.
Казалось бы, после крушения советского строя можно и прекратить прения по поводу теории марксизма-ленинизма. Тема безнадёжно устарела? Или нет? Книга «Интеллигенция и рабочие» представляет серьёзный интерес, если смотреть на затронутую в ней проблему шире.
В современных условиях кризиса умов и отсутствия ярко выраженной национальной идеи неизбежно встаёт вопрос о том, кто же должен сформулировать эту идею. Власть? Может, мы сами? Или интеллигенция, которая, как утверждает автор, всегда была «мозгом и совестью нации»? Согласно теории марксизма-ленинизма, интеллигенты – всего лишь выразители народных мнений и сгенерировать национальную идею не способны. Автор предлагает нам другую точку зрения.
Численность населения Российской империи по состоянию на 1904 год почти совпадает с численностью населения современной России. Однако в начале XX века социальная дифференциация была совершенно другой. 77,1% – крестьяне, 8% – рабочие, а интеллигенция – не более 0,6%. По утверждению автора, именно эта небольшая группа людей вела за собой рабочих и крестьянство – вела к революции. Интеллигенция уверилась сама, а затем убедила остальных, что социалистическая революция для России – единственно возможный путь дальнейшего развития.
О правильности этого тезиса можно спорить, но главное в другом. Может ли интеллигенция сама формировать национальные приоритеты? Может ли указывать всему народу, куда ему следует двигаться? Автор однозначно отвечает – да.
Тогда возникает другой вопрос: почему же сейчас мы наблюдаем жесточайший кризис идей? Сейчас интеллигенция – это уже не малочисленная прослойка, а значительный процент населения. По определению автора, интеллигент – это любой человек, получивший высшее образование. Согласно современной статистике, в России более 19 млн. человек имеют высшее образование и ещё около 4 млн. – неполное высшее. Интеллигент – это каждый 6-й россиянин. При таком обилии интеллигентов сформулировать национальную идею не составляет труда… но её нет как нет.
И вот тут автор ненавязчиво подводит нас к другой мысли. В начале XX века 0,6% людей имели на остальную Россию такое огромное влияние именно потому, что основная масса населения была малообразованна или вовсе не образованна, а значит, легко поддавалась воздействию. Неслучайно в книге рабочие и крестьяне именуются «физически-массовой силой» и противопоставляются силе интеллектуальной.
В современной России количество выпускников вузов год от года увеличивается, а «физически-массовой силы» всё меньше. Идеи предлагаются, но захватить умы не могут. Сейчас у нас наверняка есть 0,6% сверхинтеллектуалов, но от них требуются сверхусилия. Что же дальше? Ответа на этот вопрос история пока не даёт.