Витторио Страда. Россия как судьба. – М.: Три квадрата, 2013. – 536 с. – Тираж не указан.
Представляя свою книгу на ярмарке non/fiction, Страда признался, что очень доволен названием «Россия как судьба»: оно получилось многоплановым и ёмким. Таковы же его эссе о русской литературе, вошедшие в книгу: «К теории русского романа», «Театр у Маяковского», «Икона и антиикона: гармония и хаос в русской духовности»... Страда наблюдает за Россией со стороны, и его взгляд иногда может показаться отчасти однобоким – но никогда не бывает поверхностным, перед нами человек, действительно много знающий о русской культуре и, что важнее, много и заинтересованно размышлявший о ней, сопрягающий Гоголя и Лескова так же легко, как Достоевского и Томаса Манна, и отнюдь не отказывающий России в праве на национальное самолюбие. А кроме того, всё, что он пишет, одушевлено симпатией. Страда – не патологоанатом, разбирающий на части мёртвое тело художественного произведения, а живой соучастник его продолжающегося чудесного существования. Текст Страды всегда диалогичен, вызывает на обсуждение и, если угодно, на спор: когда итальянец на презентации своей книги прямо призвал к дискуссии – то была не пустая поза.
В литературоведческих и культурологических изысканиях Страды чувствуется его натура – энергичная и вместе с тем скрупулёзная, тяготеющая (по крайней мере стремящаяся) к объективности – и одновременно ярко индивидуальная. Поэтому так органично смотрится в книге с названием «Россия как судьба» автобиография самого Страды, которую он назвал «Самокритическим автопортретом», не без основания полагая, что совершившаяся за десятилетия эволюция его взглядов должна быть объяснена. В биографии этой совсем нет надрыва (что не означает, будто итальянцу неведомы глубокие переживания) и практически отсутствует чувство вины. «Заблуждение, – пишет Страда, – часть пути, так же как и ошибка – часть истины, если её взыскуешь, а не претендуешь на то, что она уже у тебя в руках». Прочитав его книгу, понимаешь, что то же он советует и России, подарившей ему судьбу и жену, Клару Страда, родившуюся близ Байкала: смотреть в будущее рассудительно и спокойно, без мучительных терзаний, но не забывая о самоиронии.
Татьяна САМОЙЛЫЧЕВА
В литературоведческих и культурологических изысканиях Страды чувствуется его натура – энергичная и вместе с тем скрупулёзная, тяготеющая (по крайней мере стремящаяся) к объективности – и одновременно ярко индивидуальная. Поэтому так органично смотрится в книге с названием «Россия как судьба» автобиография самого Страды, которую он назвал «Самокритическим автопортретом», не без основания полагая, что совершившаяся за десятилетия эволюция его взглядов должна быть объяснена. В биографии этой совсем нет надрыва (что не означает, будто итальянцу неведомы глубокие переживания) и практически отсутствует чувство вины. «Заблуждение, – пишет Страда, – часть пути, так же как и ошибка – часть истины, если её взыскуешь, а не претендуешь на то, что она уже у тебя в руках». Прочитав его книгу, понимаешь, что то же он советует и России, подарившей ему судьбу и жену, Клару Страда, родившуюся близ Байкала: смотреть в будущее рассудительно и спокойно, без мучительных терзаний, но не забывая о самоиронии.
Татьяна САМОЙЛЫЧЕВА