Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2013 г.
  4. № 50 (6443) (18.12.2013)
Искусство

Многоликий авангард

18 декабря 2013

Традиционные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в этом году проходят в ГМИИ имени А.С. Пушкина уже в 33-й раз. В программе этого Международного музыкального фестиваля, помимо концертов, – выставка западноевропейского и русского искусства XX века, размещённая в главном корпусе. Названием для неё послужила стихотворная строчка Марка Шагала «Отечество моё – в моей душе…». Всего представлено 100 произведений живописи, графики, скульптуры из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА), отмечающего этой выставкой своё 10-летие.

Экспозиция состоит из трёх частей, и каждая посвящена определённому периоду в истории искусства XX века. Художники Серебряного века и «первой волны» эмиграции относятся соответственно к разделу «Рубеж XIX–XX и первая треть ХХ века». Здесь зритель может увидеть работы таких мастеров, как Илья Репин, Валентин Серов, Роберт Фальк, Хаим Сутин, Лев Бакст, Марк Шагал. В определённой степени соприкасается с этим периодом следующий раздел выставки, «Середина ХХ столетия – мастера «Парижской школы», поскольку сюда же относятся и Шагал, и Сутин, и Бакст, но есть и несколько работ Сони Терк-Делоне, а также работы А. Тышлера, Э. Лисицкого. А заканчивает экспозицию наиболее значительный по количеству произведений раздел «Вторая половина ХХ – начало XXI века – художники нонконформисты»: И. Кабаков, О. Цадкин, Э. Булатов, Ж. Липшиц, Г. Брускин, М. Ротко, М. Шварцман, Д. Жилинский, В. Пивоваров, Э. Штейнберг и другие.

Это очень и очень разный авангард. В принципе поражаешься тому, что столь диаметральных художников можно объединить в единое пространство, отыскав что-то общее в их творческом наследии. С чего бы, например, будущего передвижника Репина вдруг записывать в авангардисты? А дело в том, что он первым обратился к теме, ставшей впоследствии популярной настолько, что мало кто из художников её обошёл, – многофигурное полотно «Парижское кафе» Репин написал в 1874–1875 гг., то есть раньше импрессионистов Ренуара и Мане, став, по сути, основателем живописного сюжета в рамках характерно-бытового жанра. А, скажем, знаменитое «Похищение Европы» (1910) Серова с его внутренней мифологической завершённостью, модернистской декоративностью, схожей с образцами настенной живописи минойского дворца, невозможно сопоставить с некрофильской экспрессией картин Сутина «Освежёванная туша» (1924) и «Натюрморт со скатом» (1923–1924) или с геометрически-медитативными абстракциями Делоне, наделёнными динамическим потенциалом, или пространственными конструкциями, смоделированными из проволоки и плексигласа в 1950-х Габо, где происходит структурный спор выпуклых и вогнутых поверхностей, или концептуальными, в полстены фотореалистскими шутками Булатова 1990-х, скрещивающими визуальность с вербальностью…

Внутри самой «Парижской школы» 1900–1920-х было сосредоточено разностилье нескольких поколений художников, приехавших из разных стран Европы и Америки, что сделало её интернациональным котлом для переплавки традиций. В экспозиции лишь несколько работ иностранцев. «Портрет девушки в чёрном платье» написан Амедео Модильяни в 1918 г., когда он был соседом по знаменитому «Улью» и другом Сутина. У юной героини, внимательно и даже с долей любопытства изучающей любого, кто окажется перед ней, нет типичной модильяниевской непроницаемости чёрных глазниц, отстранённости от мира. В его плоскостных картинах всегда сосредоточена трагедия лирики, и этот подросток ещё ждёт от жизни тепла…

Скульптура из бронзы и мрамора имеет небольшие размеры, но все работы наполнены символистским содержанием. Рядом с программным полотном Шагала «Видение. Автопортрет с музой» (1917–1918), написанного в Витебске, помещено его же камерное 50-сантиметровое изваяние «Два лица (Пара)», созданное на юге Франции в 1953 г. Образы обладают портретным сходством с художником и его первой женой Беллой, отсылая к многочисленным живописным вариациям шагаловских «Влюблённых». Но вдруг привычная двухмерность обретает объём в белоснежном мраморе, утверждающем чистоту чувства…

В формах эстетики между этими художниками ничего общего, разумеется, нет, но каждый из них в пору своих исканий шёл в авангарде существующих на тот момент и «общепринятых норм» искусства, обогащая его новизной взгляда и непокорностью смыслов. Пожалуй, именно в этом своём стремлении и сходятся мастера, а продемонстрировать разноликость авангарда, растянутого во времени и географии – задача выставки, с которой оба музея справляются на весьма достойном уровне.

Выставка открыта до 16 февраля 2014 года

Тэги: Живопись Скульптура Графика
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • «В черно-белом цвете»

    09.03.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS