Лапин и телевидение. Многосерийный роман. – М.: Художественная литература, 2011. – 700 экз.
На довольно скучных летучках Гостелерадио или на партхозактивах зал обычно подрёмывал, шуршал газетами, народ потихоньку читал сценарии и неразобранные документы, а то и вообще – журналы и книги. Обычная, всем привычная картина «активного участия» в обсуждении важнейших вопросов идеологического обеспечения поступательного движения страны к коммунизму.
Однако как только звучало «Слово предоставляется Вилену Васильевичу…», зал оживлялся. Вилен Васильевич Егоров умел «держать зал», и не только зал, но и коллективы, коими руководил в системе Гостелерадио СССР (на первый взгляд весьма несовместимыми), – Главная редакция пропаганды, Главная редакция литературно-драматических передач, Главная редакция учебных и научно-познавательных передач, а потом и Институт повышения квалификации работников Гостелерадио.
Надо сказать, что везде с появлением В.В. Егорова жизнь коллектива как-то обновлялась и оживала, подтверждая первичность творчества в характере этого человека.
Кстати, характер у него непростой: добрый дедушка из него никак не получится, но знаю, что в вегетарианскую эпоху С.Г. Лапина Вилен Васильевич оставался единственным уцелевшим главным редактором Центрального телевидения. Никого не гробил и не гнобил в отличие от ряда первых учеников.
И вот книга В.В. Егорова, посвящённая Лапину! Надо сказать, что многие брались за эту ношу, но увы… до читателя так дело и не доходило – уж больно сложен был герой.
В оценках Сергея Лапина обычно нет полутонов. Если не люблю, то до уничтожения, если люблю – впрочем, таких я что-то не знаю.
Но по прошествии времени начинаешь понимать, что Лапин (совместно с Э.Н. Мамедовым) создали лучшее в мире телевидение (это моё твёрдое убеждение). Лапин был бойцом и слугой партии, и в этом соединении непонятность и трагедийность человека, читавшего наизусть стихи Белого, Мандельштама, Анненского и не пускавшего лучшее из отечественной культуры на экран.
Наверное, неслучайна сцена, описанная Виленом Егоровым, которую мы все, работники ЦТ, видели на экране. Брежнев, которому оставалось совсем немного, вручает Золотую Звезду Героя Соцтруда С.Г. Лапину. Тот, взволновавшись, роняет её и судорожно ищет на ковре под успокаивающее гудение Брежнева: «Не волнуйся, Серёжа, вырежем». Мы многое «вырезаем» из памяти, не задумываясь, что без этого обедневает не только история, но и жизнь наша становится непонятной для тех, кто приходит позже.
Многие молодые телевизионщики твёрдо убеждены, что телевидение началось с них. Данная книга – рассказ о том, что было раньше. Рассказ, в котором «сегодня» не редактирует того, что было вчера.
Мало кто знает телевидение так же, как Вилен Егоров. Что-то он обошёл, о чём-то не сказал – но прошёл сложный маршрут весьма успешно. Он это умеет.
Приведу пример из личной практики общения с доктором и профессором Егоровым. Когда молодёжная редакция ЦТ получила задание готовить 60-серийный фильм «Наша биография», посвящённый истории страны, очень нам не хотелось снимать последние фильмы с учётом нарастающего культа личности Л.И. Брежнева, и тогда мы забросили идею: дескать, эти годы особо ответственны – надо бы это поручить (подсунуть, в нашем понимании) Главной редакции пропаганды – они поумнее и ортодоксальнее. Затея наша (с определённой надеждой, что фильмы будут скучнее и хуже, чем наши – молодёжные), увы, провалилась – фильмы получились на уровне, и Вилен Егоров стал лауреатом Государственной премии СССР.
В чём-то с автором книги можно согласиться, с чем-то поспорить, это и неудивительно, ведь у каждого свой взгляд на происходящие в жизни события, но тем интереснее будет читателю посмотреть глазами очевидца тех событий на происходящие процессы на телевидении.
Мастерство – его, как говорится… В чём я убедился, прочитав эту книгу.
, президент Международной академии телевидения и радио