Сбежавший с корабля юнга, в 32 года написавший один из величайших романов в истории человечества. Знаменитый писатель-интеллектуал и энциклопедист, не получивший полноценного образования. Отчаянный искатель приключений, автор глав-молитв и глав-проповедей, в которых отборная матросская ругань сливается с захватывающими пассажами о красоте звёздного неба и мятежной силе человеческого духа. Любимец читателей и критиков, в конце жизни вынужденный печататься на собственные средства и умерший в безвестности.
Герман Мелвилл – это комбинация парадоксов. Даже нынешний 200-летний юбилей можно было бы превратить в парадокс, ведь эти 200 лет так аккуратно делятся на два оспаривающих друг друга столетия. Первое – это превратности судьбы, разочарования – жизненные и литературные – и, наконец, мучительное творческое крушение. Второе – вознесение на Олимп, споры и интерпретации, неисчислимые литературоведческие исследования, всё новые и новые поклонники, для каждого из которых тяжёлый, едва помещающийся в руке том об одноногом капитане, Белом ките и Боге, собирающем ежевику средь миров, становится дороже всех книг на свете.
Но можно ли понять человека, переплавив его биографию в череду антитез? Можно ли понять писателя, уловив в его книгах ту же логику дисгармонии, которая перекроила и всю его жизнь? Едва ли за эти годы мы узнали о Мелвилле достаточно. Наше знакомство с ним только начинается.
Дарья Кузина (Сиротинская)