У многих обывателей в последние годы сложилось представление о премии «Оскар» как о весьма ангажированном мероприятии. И это мнение никак нельзя назвать безосновательным, ибо в его пользу говорят многие факты. Тут можно вспомнить и скандал на церемонии 2016 года с путаницей конвертов и присуждением главного приза «Лунному свету» вместо «Ла-Ла Ленда», и новые критерии для попадания в список номинантов об обязательной репрезентации меньшинств.
Однако кажется, что ситуация имеет тенденцию к изменению. В прошлом году на премиальном сезоне была «Тар» Тодда Филда, где в полемической форме была представлена критика «культуры отмены», в этом году – «Американское чтиво» Корда Джефферсона, уже более жёсткая и последовательная сатира на новомодные реалии.
В центре сюжета фильма Телониус Эллисон (Джеффри Райт) – чернокожий профессор и писатель, которого отстраняют от работы за не отвечающую нормам нынешнего дня методику преподавания. Что интересно, картина начинается с перепалки главного героя с белокожей (!) студенткой, когда та просит его не произносить слово «негр», которое находится в названии изучаемого произведения. Синонимичная этому эпизоду сцена была и в «Тар». Там, помнится, оскорбился студент – парень, отказавшийся играть музыку Баха, сославшись на его «женоненавистничество». Схожи эти два фильма и ещё в одном: критиковать эту избыточную политкорректность доверили персонажам, которые и сами являются представителями меньшинств. Правда, Тодд Филд всё же снял драму с неоднозначным посылом, своего рода дилеммой для зрителя об институте репутации как таковом, а вот у Джефферсона многие вещи называются своими именами. Права на книги Эллисона не покупает ни одно издательство, так как они недостаточно «чёрные». В то же время настоящей литературной сенсацией становится роман «Житуха в нашем гетто», написанный корявым языком, полный нецензурной брани и изобилующий стереотипами об афроамериканцах. Монк (так его называют все вокруг) решает написать что-то в том же духе: максимально угодить всем, так сказать, стандартам «высокой прозы». Вот только пишет он этот роман не под своим именем.
На самом деле «Американское чтиво» – это самое что ни на есть антирасистское и антикапиталистическое кино. В нём верно расставлены акценты. Во-первых, подобная репрезентация чёрных мало чем отличается от той, что была в брошюрах ку-клукс-клана, разве что с пометкой, что теперь это круто. Крэк, рэп и трущобы – представления о жизни афроамериканцев у белых либеральных снобов и заядлых американских фашистов подозрительно совпадают. По сути, происходит всё та же стигматизация целой группы населения. Конечно, Джефферсон не первый, кто в художественной форме высказался об этом. Например, именно этот тезис поставил во главу угла Джордан Пил в своём дебюте «Прочь». Во-вторых, неоднократно за весь фильм демонстрируется простая истина: привитое белым чувство вины – это золотая жила, равно как и инклюзивная повестка. Это мода, и не более того! В действительности мало кого из богатых волнует, какой флажок завтра вывесить: так, в 30-е годы прошлого века ряд американских корпораций не стеснялись вывешивать совсем другие знамёна.
Хотя в «Американском чтиве» есть множество достоинств, к которым я бы отнёс и сильные актёрские работы, и трогательную сюжетную линию с больной матерью главного героя, примечателен он всё же как смелое выступление против диктатуры глупости и той лживой эрзац-толерантности, по природе своей едва ли отличной от тех явлений, с коими призвана бороться. Попадание этого фильма в список номинантов престижных премий надо воспринимать как упреждающее действие, мол, и мы над собой можем посмеяться. В прошлом году в масштабах одного фильма нечто подобное провернула корпорация Mattel в «Барби».