Создатели кинокартины «Роднина» уверяют, что его литературная основа – мемуары самой Ирины Константиновны «Слеза чемпионки», но для фильма, «основанного на реальных событиях», как нынче принято писать, в нем многовато узнаваемых персонажей с «придуманными» фамилиями. Тренер И. Родниной Станислав Жук превратился в Вячеслава Жукова (Евгений Ткачук), партнер на льду Алексей Уланов стал Булановым (Федор Федотов), а Татьяна Анатольевна Тарасова и вовсе Елена Анатольевной (Ольга Бодрова) без фамилии. В чем смысл этого приема, понять не удалось, возможно, таким образом нам говорят, что здесь у нас правда художественная, а не строго документальная, и не хотелось бы никого обижать… Хотя, конечно, часто оказывается обидно, пусть и юридически ненаказуемо…
Ну вот, скажем, выдающийся фигурист Олег Протопопов, выведен в фильме под именем Алексей Протасов (Даниил Воробьев) как ничтожный высокомерный пижон с претензиями, а вообще-то его биография не менее ярка и насыщенна, чем у Родниной: блокадный подросток, начав заниматься фигурным катанием в 15 (!) лет, стал двукратным олимпийским чемпионом. Даже если все его несимпатичные фанаберии правда – ну неужели других красок кроме как сатирических для масштабной личности не нашлось, тем более что умер человек не так давно, и ответить вам не может?
Кино, как и политика, искусство возможного, потери по сравнению с литературной основой и жизнью, как правило, неизбежны, и авторы не описывают нам спортивный путь Родниной целиком, а рассказывают ключевые, возможно, наиболее драматургически выигрышные эпизоды: чемпионат страны – 1969, когда пара Роднина – (Б)Уланов впервые громко заявила о себе, заняв третье место; чемпионат Европы того же года в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), где они впервые стали победителями; чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) в 1973-м, когда во время выступления Родниной и Зайцева вырубилась фонограмма, и пара, не растерявшись, откатала программу в тишине, вызвав восторг у публики и замешательство у судей и функционеров. И, разумеется, победное выступление на Олимпийских играх в Лэйк-Плэсиде, где, впечатленные уровнем советских фигуристов, их соперники американцы просто снялись с соревнований…
Подбор эпизодов разумен, но это именно что связанные между собою общей героиней эпизоды из жизни, а не сквозное драматургическое повествование.
Отечественное кино про спорт в последние годы представляет собою конструктор с неизменными частями: тренер – новатор, фанатик и невропат; косные и подловатые отечественные спортивные чиновники; близкие, что никогда не предадут; травмы (психологические и физические), с которыми персонажи напряжением всех сил и при этой поддержке этих самых близких справляются; главный старт жизни как кульминация художественного произведения… Добавим сюда отсутствие музыкального хита или хотя бы запоминающейся темы – производители фильмов о спорте почему-то с музыкой совершенно не дружат. В фильме «Роднина» примерно все то же самое, по той же схеме. О чем свидетельствует и подбор актеров: Иван Колесников в «Движении вверх» исполнил баскетболиста Александра Белова, а здесь он Александр Зайцев, с которым заглавная героиня одержала большинство своих побед. В недавнем фильме «Федя. Народный футболист» Игорь Петренко играл отца главного героя, а здесь – папу главной героини. Марат Башаров равно убедителен в роли трусоватого спортивного функционера и в «Движении вверх», и в «Родниной» – будто это дубли одного фильма…
Думаю, после фильма «Роднина» Евгению Ткачуку точно также будут предлагать роли педагогов со сложным характером; он (или режиссер) придумал несколько эффектных ужимок, вполне универсальных и легко воспроизводимых…
Изготовители «Родниной» действуют в соответствии с логикой опытных ремесленников-профессионалов: работает – не чини и вообще не улучшай.
В кастинге фильма провалов нет, но главная, конечно, удача – героиня в исполнении Владиславы Самохиной, молодой актрисы, практически не засвеченной в фильмах-сериалах-проектах. Самохина очень похожа на Роднину в молодости, камера ее любит, существует она в кадре очень органично и естественно. Другое дело, что играть ей особенно нечего. Перед нами добросовестным образом раскрашенная биография в высшей степени незаурядного человека. Ирина Константиновна Роднина, как известно, трёхкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы, с 1969 по 1980 год она не проиграла ни одного турнира. В чем секрет успеха, что в Родниной было и есть такого, чего не было и нет более ни в ком; что по-настоящему ее волновало, раздражало, мучило, помимо того, что всем видно: конфликты с партнерами и тренерами; взаимонепонимание; эмоциональная и физическая усталость от спорта и т. д., – узнать из фильма так и не удалось, возможно, авторы и не ставили себе целью эти вопросы хотя бы задать, не то что поискать на них ответы. На всем протяжении фильма Ирина Роднина не совершила ни одной поведенческой ошибки. Перед нами не совсем человек, а обаятельная машина по производству сложнейших прыжков-поддержек и золотых медалей. Зачем нам про это знать? Что мы Родниной, что нам Роднина? И вообще это было полвека назад.
Возможно, пытаясь приблизить персонажей к нашему времени, авторы вкладывают им в уста современную лексику вроде выражений типа «Я в порядке» или словечка-паразита «Походу», получается это не очень органично; хотя, конечно, когда председатель Федерации фигурного катания СССР в исполнении Марата Башарова обращается к зарубежным коллегам и журналистам «Лет ми спик фром май харт», – это по-настоящему остроумно и гомерически смешно.
Вообще же кино благодаря в том числе прекрасно снятому фигурному катанию и узнаваемым актерам получилось вполне кондиционным, это неплохое развлечение на два часа – делать кино про спорт мы научились вполне, фильмов разных в жанре «такова спортивная жизнь» вышло в последние годы немало. Хотелось бы, чтобы количество перешло в какое-то новое качество. Понятно, что требовать появления наконец шедевра было бы странно, но пусть хотя бы добавят побольше новых деталей в этот конструктор.
Cергей Князев