Заново отстроенный в Минске отель «Европа», который был официально открыт во время празднования 940-летия города, был назван «примером единства архитектурного и художественного стилей». В украшении его интерьеров приняли участие больее тридцати графиков, живописцев, монументалистов, керамистов – членов Белорусского союза художников.
Отель «Европа» стал вторым после Национальной библиотеки крупным объектом, где были использованы для украшения интерьеров оригинальные работы белорусских художников. Правда, большинство из них не создавались специально для этого здания, а были собраны из того, что хранится в личных запасниках каждого из авторов. Год создания работы в этом случае не имел решающего значения, приветствовались как новые произведения, так и сделанные десятилетие назад (в особенности это отностится к графике), – главное, чтобы тематика, пластика, авторское видение соответствовали общему стилю и концепции украшения отеля – модерн в его нынешнем понимании.
Конец ХIХ – начало XX веков ознаменовались в архитектуре появлением стиля модерн, его иногда называют по-французски «art nouveau», или новое искусство. Практически во всех крупных городах Европы сохранились прекрасные образчики этого стиля. В Испании это работы Гауди, в Бельгии – Орта, в Германии – де Вельде, в России – Шехтеля. Во Франции непревзойдённым мэтром модерна был, несомненно, Гимар… Стиль модерн существовал на рубеже веков, поэтому его нередко называют «стилем 1900 года». Тогда взрыв фантазий европейских архитекторов бросал вызов роскошной прихотливости барокко. Причём стиль модерн проявился не только в архитектуре, но и в живописи: знаменитая серия плакатов Мухи, работы Климта, Врубеля, норвежского импрессиониста Мунка. Стиль модерн не спутаешь ни с каким другим, его отличает совершенно удивительная динамика, фантазия, изломы линий. Отель «Европа» – яркий пример того, что модерн не прошёл мимо Минска.
В начале XIX века на месте «Европы» находилась гостиница, которая принадлежала семейству Поляк. Именно тут останавливались проезжавшие через Минск актёры, музыканты и путешественники. В середине XIX века к двух-этажной гостинице пристроили трёхэтажный корпус. Гостиница была настолько популярна среди путешественников и творческой богемы Минска, что художник Юзеф Пешка (1767 – 1831) запечатлел её на своей акварели как достопримечательность Минска.
В 1884 году гостиница горела, после пожара все её части выровняли до трёх этажей и назвали «Европой». В 1906-1908 годах отель стал шестиэтажным. В те годы это было самое крупное гражданское сооружение Минска. Его фасады, выходившие на Соборную площадь и Губернаторскую улицу (ныне пересечение улиц Ленина и Интернациональной), отличались высоким качеством декоративной обработки. Это первая гостиница в Минске, в которой были лифт и водопровод. В 1913 году тут работал первоклассный ресторан, где посетителей развлекали румынский и венский дамские оркестры, была парикмахерская, читальный зал, а в каждом из 130 номеров были установлены телефон, умывальник, электроосвещение, водяное отопление и ванна. За постояльцами на вокзал высылали автомобиль или экипаж. В «Европе» размещался книжный магазин Фрумкина, считавшийся в начале ХХ века крупнейшим в Минске.
В советские времена шикарный ресторан превратился в типичную рабочую столовую, а гостиница – в интернат. В 1925 году «Европу» опять открыли, но уже как центральную гостиницу Минкомхоза. В рекламных объявлениях обещалось, что, помимо прочего, «будет работать подъёмная машина «ЛИФТ». Цены умеренные: от 1 до 6 рублей». В 1929 году тут уже был один телефон на этаж, а в некоторых номерах работало лишь печное отопление. Постояльцы жаловались на «заражение большинства комнат клопами».
Уничтожили «Европу» немцы во время Великой Отечественной войны. Как отмечено в документах, «целиком всё уничтожено. Ничего не осталось»…
Восстановление исторического здания на его былом месте было апробировано в Минске, когда возводилась несколько лет назад городская ратуша. Правда, звучат недовольные голоса историков, которые находят неточности в выборе места для возведения отеля, скорректированного в отношении к современной застройке улицы. Архитекторы же объясняют, что Минск за последнее столетие изменился и отель надо было вписать в уже сформировавшиеся параметры улицы.
Внешне гостиница сегодня почти не отличается от своего прототипа, однако имеет семь этажей. А вот внутри от былой «Европы» ничего не осталось – отель сделан в соответствии с самыми высокими современными стандартами удобства. Подобное приспособление исторических зданий для современного использования – типичная ситуация для европейских городов. Сегодня «Европа» – пятизвёздочный комфортабельный отель. Изысканность и роскошь интерьера номеров удачно сочетаются с суперсовременными технологиями, способными удовлетворить самый взыскательный вкус. Кстати, это также отличительная черта стиля модерн, в который как ни в какой другой могут быть органично вписаны бытовая электроника и отдельные предметы, выполненные в самом современном дизайне.
Но не только комфорт отличает «Европу» от других белорусских отелей, многие из которых за последнее десятилетие после реконструкций также улучшили свой внешний вид. Номера и холлы гостиницы заполнены произведениями искусства. И не фотографиями и постерами, как это обычно делается для экономии средств, а графическими листами, живописными полотнами известных белорусских мастеров. В «Европе» есть карандашные рисунки народного художника Беларуси Арлена Кашкуревича, графические оттиски народного художника Беларуси Василя Шаранговича, живописные произведения Владимира Товстика… Есть и работы молодых. Литографии Андрея Басалыги, собранные вместе в одном коридоре, смотрятся как своеобразная мини-выставка графики. Автором декоративных панно и витражей, украшающих холл, ресторан, бассейн, стал известный белорусский художник-монументалист Валерий Давгало. Модерн, сохранённый главным архитектором проекта Сергеем Багласовым в оформлении интерьеров, был положен художником в основу стилистики художественного образа и пластики монументальных произведений.
Известно, что бельгийский архитектор Виктор Орта говорил Гимару: «В элементах отделки зданий я люблю брать не цветок, но его стебель». Действительно, не цветочный орнамент, а именно извивы стеблей – это самый популярный мотив архитектуры «ар нуво». Прямая линия была чужда мастерам стиля модерн, как чёрный цвет был чужд их предшественникам импрессионистам. Линии в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; им присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. Неслучайно в основе стиля лежит тезис о том, что форма в искусстве важнее содержания. А источником этой новой формы должна стать природа. Это прекрасно передал В. Давгало в своих витражах и мозаиках для «Европы». Тут есть изысканность, утончённость, одухотворённость, изменчивость, преобладают плавные, сложные линии, есть узнаваемый набор символов – причудливые розы, волны, листья и стебли.
«Европа» – единственная в Беларуси гостиница атриумного типа. Это означает, что на любом этаже посетитель, выйдя из номера, сразу попадает на открытую галерею-балкон и сверху может любоваться центральным холлом. Атриум с галереями и двумя панорамными лифтами завершается световым куполом. Центральное место в холле занимает художественное панно высотой 17 метров и шириной около 4 метров.
Уникальное четырёхъярусное произведение выполнено в технике флорентийской мозаики. Техника основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных рисунков), пятен, штрихов. Такую мозаику называли «теневой». Но если столетия назад мастера использовали для мозаики в основном мрамор, который нередко подкрашивался красками из-за ограниченности природных оттенков камня, то В. Давгало сделал панно из стеклосмальты. Этот материал богат цветом и имеет высокую степень светоотражения, что позволило мастеру воплотить самые смелые фантазии. Он устойчив к стиранию, механическим воздействиям, температурным факторам и практически не выцветает под воздействием солнечного света по сравнению с «мягкими» камнями, которые используются для создания классической флорентийской мозаики.
Панно украшает стену напротив парадной мраморной лестницы. На нём изображены архитектурные достопримечательности Минска от Верхнего города до Национальной библиотеки, зелёные городские скверы и парки, которыми славится столица Беларуси. Нашлось здесь место и часам, которые ведут отсчёт новому времени новой минской «Европы».