Впервые увидев программу «Модный приговор», поневоле начнёшь возмущаться – грешно заставлять несчастную, попавшую в передачу гостью выслушивать гадости по поводу своего непрезентабельного вида и яростные нападки на незамысловатые наряды. Гостья изо всех сил старается не терять бодрость духа, умильно и пристыженно улыбается, смиренно принимая колкие замечания. Кажется, ещё немного, и она заговорит на языке бравого солдата Швейка: «Если вы мне ещё острижёте ногти и волосы, то я буду совершенно счастлива!» Похоже, ведущим (а всего их трое) удалось заткнуть за пояс двух ядовитых гарпий из «Школы злословия». Такие замечания, как: «костюм времён Третьего рейха» или «разрезы – главная цель нашей подопечной» могли бы довести до истерики любую нормальную женщину.
Вот три героини-жертвы из трёх передач: дама за пятьдесят, которая сожительствует с молодым парнем; девушка, разочаровавшаяся в любви, и, наконец, лихая молодящаяся дама постбальзаковского возраста.
Подруги первой – а такие обязательно присутствуют в студии – вместе с ведущими распекают женщину, ещё не всё взявшую от жизни, пытаясь заставить её… красиво одеваться. А как же иначе? Раз совратила молодого парня, умей ему и преподнести себя как положено. Девушку, которая махнула на себя рукой из-за неразделённой любви, корят за то, что она забросила институт, ушла работать на автозаправку, а самое главное – за то, что перекрасила волосы в уродливый цвет. Даму постбальзаковского возраста сразу растёрли в пыль за то, что ей где-то от 30 до 80, а она продолжает носить мини-юбки и знакомиться с мужчинами. Думаю, в этот момент все дамы её возраста, сидящие у телевизоров, задохнулись от возмущения.
А судьи кто? Александр Васильев всю свою сознательную жизнь занимается модой и её историей и сам является отменным модником, но по поводу его чудных одеяний никто не острит. Однако первые впечатления оказались обманчивыми.
Раздосадованная резкими репликами, возможно, слегка ещё «зажатого» Васильева, во второй передаче я всё более стала с ним соглашаться, особенно когда некрасивую, угловатую девушку с неправильным прикусом он назвал моделью с ренессансной внешностью, а от её «бывшего» не оставил камня на камне. И уж, конечно, я мысленно согласилась с ним, когда он сказал, что дама постбальзаковского возраста яркими расцветками своих одежд распугивает мужчин. Вглядевшись ещё внимательнее и поразмыслив над происходящим, я поняла, что это программа не о моде, во всяком случае, не только о ней. Она о нашей жизни, непростой, о глупых наших комплексах по поводу того, как и во что мы одеваемся, и о нашей внутренней культуре. Эвелина Хромченко, главный редактор журнала Le Officiel, серьёзно и внимательно рассматривает каждый отдельный «случай» и пытается предложить собственный рецепт для избавления от укоренившихся в нашем сознании стереотипов и научить думать самостоятельно. Арина Шарапова пытается, как может, двигаться в том же направлении. Нам демонстрируют социальный срез, некий собирательный образ, в котором есть частичка каждого из нас.
В довершение хочется сказать ещё несколько слов об Александре Васильеве. Он недавно принял эстафету от прежнего успешного ведущего – Вячеслава Зайцева и делает пока первые шаги в новом для себя амплуа. Чувствуется, как с каждой новой программой он «набирает». За его экстравагантной внешностью я вдруг почувствовала и добрую душу, и незаурядный ум. Поэтому можно предположить, что программа «Модный приговор» обретёт с приходом Васильева новое дыхание.