Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Могучее звучание в камерном исполнении

01 января 2007

СОБЫТИЕ

В Государственном выставочном зале «Замоскворечье» открылась выставка белорусских художников.

По словам организатора выставки, директора Фонда развития искусств и образования Елены Ахулковой, идея возникла около года назад, во время проведения в этом же зале выставки работ другого белорусского художника-реалиста Николая Исаёнка. Надо сказать, что фонд не первый раз проводит выставки картин белорусских мастеров. Елена Николаевна собрала у себя большую коллекцию работ русских и белорусских художников советского периода.

Нынешняя выставка посвящена творчеству четы Поплавских – Георгия и Натальи – и их дочери Екатерины.

Поддержать Георгия Георгиевича (всё-таки большая часть выставленных полотен принадлежит его кисти) в камерном зале галереи «Замоскворечье» собрались его товарищи по цеху – Валентин Сидоров, Владимир Анисимов и многие другие. Вот только услышать все тёплые слова, прозвучавшие на открытии, Георгию Поплавскому не довелось: незадолго до выставки он попал в больницу. Жена Наталья осталась с мужем. Представляла семью дочь – Екатерина Георгиевна.

Рассказать о Георгии Георгиевиче в газетном формате чрезвычайно сложно: слишком многообразен и велик его творческий мир. Возможно, когда-нибудь он напишет книгу о себе, которая непременно станет бестселлером. Ведь только список наград, которые получил Поплавский, можно издавать отдельным каталогом: премия IV биеннале графики в Кракове, Золотая медаль ВДНХ СССР, премия Ленинского комсомола Белоруссии, орден Дружбы народов, золотая медаль имени Пушкина и даже медаль имени Ю. Гагарина за цикл «Высокое небо», посвящённый освоению космоса. А в ноябре прошлого года Георгий Георгиевич стал лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011–2012 годы. С художником мы встречались в июне 2011 года на открытии выставки «Жизнь, опалённая войной» (кстати, тоже организованной Фондом развития искусств и образования), на которое он приезжал вместе с дочерью Екатериной. Отвечая на вопрос, что может значить для него, состоявшегося художника (в прошлом году он отметил своё 80-летие), ещё одна награда, Поплавский ответил словами Фаины Раневской: «Очень бодрит».

Манера его письма сложилась в 1960-е годы так называемого сурового реализма. Рисовать Георгий Георгиевич начал очень рано, и это увлечение пронёс через всю жизнь. Исключение составили лишь тяжёлые военные годы, когда у всех была одна задача – победить. Первые профессиональные навыки он получил в художественной студии Дома пионеров в Бобруйске. С тех пор прошло много лет, но до сих пор он с теплом вспоминает своего первого учителя, который приносил на занятия вязанку дров и топил помещение, чтобы пальцы у учеников не мёрзли и уверенно держали кисточку. Он подарил им не только мастерство и уверенность в своих силах, главное – он заразил желанием рисовать. Может, именно поэтому на сегодняшний день в Белорусской академии художеств так много академиков родом из Бобруйска.

В 1947 году он поступил в только что открывшееся Минское художественное училище. Они, шестнадцатилетние пареньки, сидели за одними партами вместе с вернувшимися с войны 25-летними фронтовиками. Академиком он стал гораздо раньше остальных: обзаведясь женой и маленькой дочкой, начал работать в издательствах – иллюстрировал книги. Это занятие увлекло его надолго, и до сих пор не может до конца решить, кто же он – график или живописец.

Президент международной конфедерации Союза художников, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Валентин Сидоров отметил, что Георгий Поплавский художник-универсал, владеющий всеми техниками живописи, а его иллюстрации к повестям Василя Быкова – классика искусства нашего времени. На сегодняшний момент, наверное, не осталось художественной стихии, неподвластной Поплавскому. Он в совершенстве владеет техниками масляной живописи, акварели, литографии, офорта, рисунка пером. Его графические работы, посвящённые Великой Отечественной войне, стали эталонными. Он оформлял произведения Янки Купалы, Якуба Коласа, Ивана Мележа, был первым оформителем книг Алеся Адамовича, Василя Быкова, Владимира Короткевича, произведений Свифта, Шекспира, Петрарки, Шиллера. За оформление книги Якуба Коласа «Новая земля» Поплавский получил диплом «Красивейшая книга мира» на конкурсе в Лейпциге в 1968 году, а за иллюстрации к индийскому эпосу «Тирукурала» в 1973 году индийское правительство наградило художника Международной премией имени Джавахарлала Неру.

Его работы находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Могилёве и его родном Бобруйске, в Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Смитсоновском центре Питтсбурга и музее Нью-Орлеана США, Художественном музее в Джакарте, музеях Украины, Австрии, Польши, Германии, Исландии, Швейцарии, Индии, Италии и других стран.

Наталья Николаевна, жена и коллега Георгия Георгиевича, работает в области станковой и книжной графики. Ряд работ по оформлению полиграфических изданий выполнен Поплавскими в соавторстве. Рисунки Натальи отличаются удивительной теплотой и добротой, в них отражены традиции славянской культуры и особенно национального фольклора. Дочь Поплавских, Екатерина, великолепно владеет всеми видами графических техник. Её привлекает городская архитектура.

Поздравительный адрес по случаю присуждения Георгию Поплавскому премии Союзного государства прислал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Филиппинах. В своё время Георгий Георгиевич провёл художественные мастер-классы в филиппинской исправительной тюрьме и произвёл неизгладимое впечатление. Как оказалось, среди филиппинских заключённых было много художников.

Поприветствовать лауреата премии Союзного государства, под эгидой которого проходит выставка, пришли представители Постоянного Комитета. Открывая выставку, Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота отметил, что в «Замоскворечье» его привели не только дела службы, но и искренняя симпатия к творчеству Георгия Поплавского: в своё время ему удалось побывать в мастерской художника.

– Я не искусствовед и не могу дать оценку художественного мастерства, это удел специалистов. Но во времена моего студенчества один из художников, проводя меня по залам Третьяковской галереи, дал основы понимания искусства. Если тебя тянет к картине, это и есть настоящее искусство, а если нет, то это не то чтобы не настоящее, но не твоё. Так вот, к картинам Георгия Георгиевича меня тянет. То, что выставка проходит в таком камерном зале, – это неплохо. Чтобы оценить разнообразие и мастерство работ мастера, нужна спокойная обстановка.

Государственный секретарь заверил, что со стороны Союзного государства будет использована любая возможность, чтобы следующая выставка стала более масштабной и большее количество почитателей настоящего таланта могли оценить его мастерство.

Редакция желает Георгию Георгиевичу скорейшего выздоровления, ведь до вручения заслуженной награды, которое традиционно пройдёт на фестивале «Славянский базар в Витебске», остаётся не так много времени.

Ольга КУЗНЕЦОВА

Выставка работ Поплавских продлится до 15 мая.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS