Съёмки сериала «Прорицатель» о жизни Омара Хайяма, как уже сообщало «Наше московское кино», в феврале нового года будут продолжены в Иране. Серьёзную помощь в подготовке и проведении съёмок нашей кинокомпании «Дебют» оказывает крупнейшая кинематографическая компания Ирана Haft Asman Cinema Co, генеральный продюсер которой – господин Мохсен АГААЛИАКБАРИ – находится сейчас в Москве.
– Как началось это сотрудничество? Чем вас заинтересовал российский проект?
– К нам приехали замечательные люди – представители кинокомпании «Дебют», которые стали потом нашими друзьями. Идея русских снимать в Иране кино об Омаре Хайяме мне сразу понравилась. Этот проект вообще достоин большого уважения: ведь снимать исторические фильмы сейчас и дорого, и сложно. Огромная ответственность лежит на плечах тех, кто отважился взяться за такую серьёзную тему.
Наши российские коллеги три месяца занимались поиском в Иране профессиональной команды с опытом работы над историческими фильмами. К нам они обратились, что называется, по адресу – я лично сделал пять исторических картин, одна из которых посвящена Святой Марии. Узнав подробнее о российском проекте, я почувствовал, что смогу помочь, и решил оказать всестороннюю поддержку создателям этого фильма. Когда я познакомился со съёмочной группой компании «Дебют», я понял, что имею дело с высокопрофессиональными людьми. Меня это очень обрадовало. Думаю, для обеих сторон это будет интересный опыт, который обогатит нас всех. Мы замечательно сработались. За неделю до начала съёмок пилотной серии мы провели всю предварительную подготовку. Работали очень напряжённо, но благодаря общему пониманию сумели справиться с этой задачей и всего за 9 съёмочных дней отсняли сорокаминутный пилот о жизни Омара Хайяма. Для меня как для иранского кинопродюсера было значимо, что российские коллеги обратили внимание на жизнь такого высокого деятеля, учёного, астронома и поэта, который жил и творил в Персии.
– В чём проявляется участие иранской стороны в съёмках?
– В нашей стране правительство тоже не стоит в стороне от поддержки кинематографии, особенно когда речь идёт о съёмках исторических картин. Поэтому некоторое время назад мне предоставили возможность построить декорации в одном из киногородков в Тегеране, которые активно использовались для съёмок исторических фильмов. «Прорицатель» будет сниматься в этих декорациях. Специально для российских коллег мы восстановили их и подготовили с учётом специфики «Прорицателя». Вообще для нас взаимодействие с российскими кинематографистами является очень важным, мы стремимся к сотрудничеству и рады, что такая возможность появилась. Я считаю, что иранская киноиндустрия после революции, которая произошла в нашей стране 30 лет назад, заняла своё место в мировом кинематографе. Поэтому такая совместная работа будет полезна не только для Ирана и России, но и для развития кино во всём мире.
Вообще, я считаю, браться за исторические темы – это в каком-то смысле подвиг. Я знаю, чего стоит воссоздавать в современных условиях события прошлого, соблюдать историческую достоверность. Поэтому считаю своим долгом оказать посильную помощь коллегам из России.
– Что-нибудь вам показалось необычным в работе российской съёмочной группы? Что-то удивило?
– Меня поразило то упорство, с которым наши друзья из «Дебюта» подошли к решению некоторых проблем, связанных с организацией съёмок. Были такие моменты, когда я не мог даже представить себе, как в сложившихся условиях можно снять необходимые кадры. Но кинематографисты из «Дебюта» шли на то, чтобы снимать, и добивались нужного результата. Самоотверженный труд меня всегда поражает.
– Вы консультировали российскую съёмочную группу по содержанию? Или с вашей стороны была оказана только техническая поддержка?
– Наши коллеги из «Дебюта» – это профессионалы своего дела. Я присутствовал на съёмках и сразу в этом убедился. Но мы всё-таки представители двух разных культур, поэтому в отдельных случаях подсказывали и консультировали, когда считали это нужным. Я очень рад, что наши коллеги с пониманием относились к тем комментариям, которые мы сделали к сценарию. Впереди огромная работа. Я рад, что финансовая сторона вопроса решена и у наших коллег не возникнет проблем с реализацией этого проекта. Например, когда мы создаём в Иране какую-то историческую работу, затраты составляют от 5 до 20 миллионов долларов в зависимости от содержания и продолжительности фильма. Проект, безусловно, дорогой, но идея того стоит, потому что он уникален. Мы восстанавливаем жизнь великого человека, очень значительной личности. Это нужно и современникам, и потомкам.
– Увидит ли этот фильм иранский зритель?
– Вы можете в этом не сомневаться – не только иранский, но и любой зритель в других странах с интересом его посмотрит. Фильм, посвящённый творчеству таких величин, как Омар Хайям, не может оставить равнодушным.