Первая большая премьера, пропущенная отечественным кинозрителем из-за санкций, – «Бэтмен» Мэтта Ривза. Проект с трудной судьбой, не раз перекраивавшийся, сменивший режиссёра и сценариста, дважды отложенный из-за пандемии, преодолев все испытания, выдохся у финишной ленточки. Компания «Братья Уорнер» отказалась демонстрировать свои фильмы в России за день до премьеры новой картины, посвящённой миллиардеру в костюме летучей мыши. Однако окольными путями наш герой всё же добрался до своих российских поклонников.
Если честно, фильм не хочется ругать, поскольку по большому счёту не за что. Во многом прямо-таки образцовая работа с точки зрения кинематографии, да ещё и смелая попытка вернуть историю о филантропе с железными кулаками к истокам, очистить от налипшего на него фантастического боевика и снять классический детектив нуар. Однако есть у «Бэтмена» Ривза один недостаток. Один, но огромный, как башня «Уэйн Энтерпрайзис». Трёхчасовой фильм – скучный. Три часа вялого, временами заунывного расследования Бэтменом загадки о том, кто же подставил кролика Роджера. Или чего-то там ещё, поскольку уже к середине фильма совершенно безразличны мучительные поиски Томного рыцаря в исполнении Роберта Паттинсона. Хочется абстрагироваться от сюжета и просто наблюдать великолепные съёмки дождя, мастерски ухваченную игру света и тени и прочие изыски операторской и постановочной работы.
Фильм даже выиграл бы, будь он немым. Заслушивать вымученную детективную линию нет никаких морально-волевых сил. И ведь при этом нельзя сказать, что кто-то халтурил, скорее складывается впечатление, что Ривз слишком увлёкся нуарной атрибутикой и продолжал снимать ещё и ещё (режиссёрская версия вообще четырёхчасовая), тогда как сюжета в фильме от силы часа на два. Тем более что вся остальная работа проделана на высшем уровне, особенно в плане образов героев. Каждый персонаж – отличная, грамотная интерпретация героев комиксов, а если говорить о гангстере по кличке Пингвин, роль которого исполнил Колин Фаррелл, то и вовсе гениальная.
Как и прочие фильмы Ривза, «Бэтмен» – визионерское кино, пересматривающее классический сюжет, либо вводя в него новые приёмы, либо просто пытающееся взглянуть на старый сюжет под новым углом, либо, как в случае с «Бэтменом», новый угол – это просто хорошо забытый старый. Но визионерство Ривза каждый раз оказывается слишком осторожным, ведь, едва нащупав смелую идею, он сразу же начинает блуждать в куплетах, теряя потенциал изначальной концепции. Так было и с «Монстро», и с «Впусти меня», и с обеими частями «Планеты обезьян». Очередная картина Ривза пала жертвой боязни зайти так далеко, как только можно, потому как визионерство должно быть отчаянно смелым. Результат закономерен – вместо прорыва перед нами добротное, визуально совершенное, но не слишком интересное кино.
Так что ожидаемого повторения успеха «Джокера» у «Бэтмена» не случилось. Нет, он не провалился в прокате, рейтинги вполне приличные, да и критика его хвалила, но без тех восторгов, что вызвала в своё время картина Тодда Филлипса. Интересно сравнить два фильма, две попытки уйти от кинокомикса в более кинематографическую эстетику. «Джокер» завоевал симпатии зрителей в первую очередь за счёт харизмы Феникса, к которой прилагалась довольно лаконичная, но очень яркая история протеста личности против попытки уменьшить её, сжав в гоголевского маленького человека. У Бэтмена Паттинсона подобной харизмы нет, схожий уровень характера демонстрирует Фаррелл, но его мало, и он герой второго плана. А история безумия и мести растворяется в трёх часах метража, размокая под ливнем, так хорошо снятым Грэгом Фрейзером, выдавшим вторую подряд шедевральную операторскую работу после «Дюны».
Однако есть и хорошие новости: в следующем году должен выйти сериал – ответвление от сюжета «Бэтмена», посвящённый началу карьеры Пингвина, где к своей роли вернётся Фаррелл, столь превосходно в неё вписавшийся. Нам обещают криминальную драму в духе фильма «Лицо со шрамом». Тут не поспоришь – лицо со шрамом имеется.
Пингвин (Колин Фаррелл)