Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Молчание ягнят

01 января 2007

ОЧЕВИДЕЦ

Игорь ПАНИН

Сто лет назад Лев Толстой взорвал русское общество статьёй «Не могу молчать!». И хотя сейчас мало кто помнит, о чём не мог молчать Лев Николаевич, название его памфлета прочно вошло в обиход – так называются рубрики в газетах, с этих слов начинают свои репортажи посредственные журналисты, эту фразу трагически произносят перед скучающими участковыми поборники нравственности, жалующиеся на буйных соседей.

Для справки всё же сообщу: Толстой протестовал против смертной казни в Российской империи, сочувствуя революционерам и утверждая, что нельзя насилием отвечать на насилие. Вопрос спорный, но интересный. Однако главным образом толстовский демарш повлиял на психологию отечественных писателей; с той поры каждый автор получил как бы негласное право высказывать на публику своё мнение относительно тех или иных острых вопросов, будоражащих его сознание.

Массовая драка в оздоровительном лагере «Дон» Туапсинского района Краснодарского края – событие отнюдь не рядовое. Потому что когда в лагере, рассчитанном на 500 детей, примерно 400 гости из Чечни – это неправильно. И когда среди этих четырёхсот встречаются 18–20-летние спортсмены, борцы юношеской сборной республики, а лагерь предназначен для отдыха детей от 7 до 15 лет, то это ещё хуже. А уж когда, по свидетельству очевидцев, эти 400 начинают устанавливать свои порядки, отнимают продукты у детей из других регионов, заставляют на дискотеках крутить только кавказские мелодии, разрывают государственный флаг с криками «Россия будет нашей!», а 13-летнюю девочку из Ростовской области, отвергшую домогательство горячих джигитов, избивают ногами несколько человек, приговаривая при этом: «Так вам и надо, русские проститутки!», то крайне трудно не сорваться на эмоции. Неслучайно же на помощь администрации лагеря, заступившейся за девочку, поспешили десятки (по другим данным – сотни) местных жителей из числа русских, армян, греков. Такой вот стихийно возникший интернационал. Видимо, чеченские «детишки» основательно всех достали.

Но всё это вкупе говорит о том, что общество серьёзно больно. Ибо ситуация – немыслимая для правового государства, каковым мы с натяжкой, но всё же называем Россию.

Вот тут бы интересно узнать мнение о случившемся тех, что считаются (или считают себя) властителями дум. Я не удивлён, что промолчало старшее поколение писателей. Всё-таки возраст определяет поведение: трудно оперативно реагировать на каждое событие, давать комментарии, писать реплики, тем более если живёшь в провинции, как, допустим, Василий Белов, и прежде не отличавшийся яркими публицистическими выступлениями.

Однако молодые авторы – это совсем другое дело. Должен был кто-то отреагировать. И такой человек нашёлся – прозаик Герман Садулаев, автор нашумевшей в своё время книги «Я – чеченец». Для него произошедшее – серьёзное событие, достойное пристального рассмотрения:
«Ещё не забыта тёмная история Кондопоги, а кровь проливается снова и снова. Трагическое событие произошло недавно в Москве, где от ножа опять же нашего земляка погиб парень. И теперь вот снова. Никак не остановится колесо…»

При этом Садулаев не сомневается в том, кто виноват в произошедшем конфликте:
«Зная своих соплеменников, видя современную чеченскую молодёжь, я выражу своё мнение по поводу донского побоища. Скорее всего, почти во всём правы сотрудники лагеря. Чеченские подростки действительно не умеют себя вести за границей республики. После домашнего шариата и адата им кажется, что они попали в царство вседозволенности. Крыша едет. Такие правильные и приличные дома, молодые люди из Чеченской Республики, едва попав во внешний мир, превращаются в бешеных орангутангов. Совершенно не могут контролировать свои чувства и побуждения, и даже не пытаются. При виде русских девушек все системы переклинивают. Челюсти отвисают, и с них капает слюна. О жалкое животное зрелище! Если бы вы знали, как мне стыдно за этих недоумков».

В чём же видит корни этой проблемы Садулаев? По его мнению, дело в воспитании молодого поколения Республики Чечня:
«Но есть ведь наверняка и вина старших, вина воспитующих. И я думаю, что виновато ханжество. Насаждаемая показная религиозность, показная нравственность. Когда это не коренится в сердце – то получаем такой вот «Дон». Дома мы само целомудрие, а стоит спустить поводок – хуже псов. Потому что нельзя людей сделать насильно святыми. А ещё нельзя проповедовать одно, а показывать своим поведением другое – роскошь, бесчисленные жёны, любовницы и интриги с актрисами, кстати, немусульманками. Какой смысл заставлять своих женщин носить платки, если вы готовы лезть под юбки чужим женщинам? Это ли не величайшая ложь?»

Но реакция Садулаева вполне понятна. Он, как человек с обострённым национальным самосознанием, не мог пройти мимо данного события. А что говорят те, кого принято считать – в той или иной мере – заступниками русского народа, выразителями его чаяний? Увы, просмотрев новостные ленты, я не увидел ни одного высказывания патриотически настроенных тружеников пера на данную тему. Но, возможно, СМИ просто не дают полной картины? Почитал блоги.

Автор протестного «нацбольского» романа «Санькя» Захар Прилепин публикует коллективное письмо музыкантов в поддержку рэпера Ивана Алексеева, получившего в Волгограде 10 суток административного ареста за оскорбление сотрудников милиции. Главный нацбол страны Эдуард Лимонов информирует общественность об очередных акциях «несогласных» на Триумфальной площади и жалуется на политолога Дмитрия Орешкина, который его, Лимонова, очень не любит. Заядлый оппозиционер Сергей Шаргунов пиарит свою статью в «Известиях» под названием «Дикие дети». Речь в ней, правда, идёт вовсе не о том, о чём можно было подумать, но о малолетнем сыне писателя и вообще о разнузданности дошкольников.

Не знаю, как вы, а я ожидал иного. Всё-таки обозначать в подобных случаях свою гражданскую позицию, я думаю, стоит. Но бог с ними, с писателями. Может быть, они просто накапливают материал для остросоциальных произведений и не хотят размениваться по мелочам? В конце концов Валентин Распутин тоже долгое время молчал, а потом взял да и выстрелил повестью «Мать Ивана, дочь Ивана». И хотя это произведение уступает по силе «Прощанию с Матёрой» или «Живи и помни», но всё-таки даёт чёткое представление о том, как относится корифей отечественной словесности к наплыву нелегальных иммигрантов и их противоправным действиям в отношении русского населения.

А что интеллигенция? В целом? Молчит. Актёры, режиссёры, музыканты, телеведущие, общественные деятели, учёные. Все делают вид, что ничего не произошло. Только вот молчание совершенно не гарантирует безопасности. Как тем ягнятам из культового голливудского фильма, которые боялись даже блеять, предчувствуя неминуемую резню на ферме. До чего домолчимся в итоге?

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Молчание ягнят

Сто лет назад Лев Толстой взорвал русское общество статьёй «Не могу молчать!».

2010-08-11 / Игорь ПАНИН
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Игорь Панин


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS