Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Мольер нужней!

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Жорж Монгредьен. Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера / Пер. с фр. и коммент. Е.В. Колодочкиной. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 261 [11] c.: ил. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

В море псевдоисторической литературы, волны которого захлёстывают прилавки книжных магазинов, нет-нет да и появляются книги, написанные людьми, относящимися к Истории с уважением и сознающими свою ответственность перед читателями за достоверность предоставляемой ими информации. Работа французского историка Жоржа Монгредьена как раз из этой категории.

Автор – один из крупнейших специалистов по истории XVII века. Его интерес к театру неслучаен, ибо в этот период, названный французскими театроведами Великим веком, зародилась «одна из самых чудесных драматических литератур в мире». Появление профессиональных драматургов и превратило французский театр из развлечения для грубой толпы в зрелище для публики просвещённой и обладающей определённой культурой.

При всей своей занимательности «Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера» – серьёзное научное исследование, хотя и несколько адаптированное для широкой публики. Дворцовые и театральные интриги, пикантные подробности из жизни актёров и коронованных особ в нём, конечно, присутствуют. Историю театра той эпохи без них представить невозможно. Но не ради них уважаемый историк брался за перо. Художественная литература и особенно кино актёров минувших веков либо ставят на котурны, воспевая их личные добродетели и самоотверженное служение искусству, либо представляют эдакими бесшабашными гуляками, которые в перерывах между драками, попойками и любовными похождениями умудрялись ещё и на сцене что-то там представлять. Монгредьен же стремится рассказать читателю, человеку обыкновенному, в истории театра не сведущему, как всё было на самом деле, опираясь не только на воспоминания современников излагаемых им событий, но и на архивные материалы династии Валуа, мэрии Парижа, церковных конгрегаций, судебных палат, то есть на документы, составленные официальными лицами, коим в отличие от мемуаристов не было никакой необходимости приукрашивать действительность.

Многие мифы, укоренившиеся в сознании рядового читателя, после прочтения этой книги развеются как дым. В том числе и два самых знаменитых, если говорить о XVII столетии, связанные с именем Мольера. Неопровержимых доказательств того, что женат он был на собственной дочери, на данный момент не существует. И хоронили его столь таинственно не в силу каких-то особых козней церкви, а потому лишь, что перед смертью он не успел исповедоваться и отречься от своего ремесла, что было необходимо по существовавшему тогда правилу, обязательному для всех актёров без исключения. Взаимоотношениям театра и церкви Монгредьен посвятил отдельную, весьма обширную главу.

Равно как и взаимоотношениям театра и общества. Но самые увлекательные из написанных им глав повествуют о знаменитых парижских труппах, игравших в Бургундском отеле, Пале-Рояле, отеле Генего и, конечно же, о великих театрах – «Комеди Франсез» и «Гранд-опера».

Современная читающая публика избалована лёгкой литературой. Но те, кто привык держать в тонусе не только мускулы, но и мозги, не пожалеют потраченного времени, обнаружив массу поучительных параллелей между веком XVII и веком XXI. Но больше всего пользы эта книга, на мой взгляд, принесла бы тем, кто относит себя к так называемой новой волне драматургии, тем, кто своим знаменем сделал вкус толпы. Не вы первые, господа. Не с вас всё это начиналось и не вами, уж простите, закончится. Ничего кардинально нового вы в историю мирового театра не внесли. Пошлость, скабрёзность и вульгарность уже некогда царствовали на сцене. Причём довольно долго. И что же? Им на смену пришёл театр высоких и чистых чувств.

Суровые учители людей,
Поймите, что в наш век
блистательных идей
Мольер нужней,
чем поп или трибун.

Поверьте Лейбницу. Время всё в конце концов расставляет по своим местам. Читайте профессионалов, господа.

Виктория ПЕШКОВА

 

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS