Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера / Пер. с фр. и коммент. Е.В. Колодочкиной. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 261 [11] c.: ил. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
В море псевдоисторической литературы, волны которого захлёстывают прилавки книжных магазинов, нет-нет да и появляются книги, написанные людьми, относящимися к Истории с уважением и сознающими свою ответственность перед читателями за достоверность предоставляемой ими информации. Работа французского историка Жоржа Монгредьена как раз из этой категории.
Автор – один из крупнейших специалистов по истории XVII века. Его интерес к театру неслучаен, ибо в этот период, названный французскими театроведами Великим веком, зародилась «одна из самых чудесных драматических литератур в мире». Появление профессиональных драматургов и превратило французский театр из развлечения для грубой толпы в зрелище для публики просвещённой и обладающей определённой культурой.
При всей своей занимательности «Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера» – серьёзное научное исследование, хотя и несколько адаптированное для широкой публики. Дворцовые и театральные интриги, пикантные подробности из жизни актёров и коронованных особ в нём, конечно, присутствуют. Историю театра той эпохи без них представить невозможно. Но не ради них уважаемый историк брался за перо. Художественная литература и особенно кино актёров минувших веков либо ставят на котурны, воспевая их личные добродетели и самоотверженное служение искусству, либо представляют эдакими бесшабашными гуляками, которые в перерывах между драками, попойками и любовными похождениями умудрялись ещё и на сцене что-то там представлять. Монгредьен же стремится рассказать читателю, человеку обыкновенному, в истории театра не сведущему, как всё было на самом деле, опираясь не только на воспоминания современников излагаемых им событий, но и на архивные материалы династии Валуа, мэрии Парижа, церковных конгрегаций, судебных палат, то есть на документы, составленные официальными лицами, коим в отличие от мемуаристов не было никакой необходимости приукрашивать действительность.
Многие мифы, укоренившиеся в сознании рядового читателя, после прочтения этой книги развеются как дым. В том числе и два самых знаменитых, если говорить о XVII столетии, связанные с именем Мольера. Неопровержимых доказательств того, что женат он был на собственной дочери, на данный момент не существует. И хоронили его столь таинственно не в силу каких-то особых козней церкви, а потому лишь, что перед смертью он не успел исповедоваться и отречься от своего ремесла, что было необходимо по существовавшему тогда правилу, обязательному для всех актёров без исключения. Взаимоотношениям театра и церкви Монгредьен посвятил отдельную, весьма обширную главу.
Равно как и взаимоотношениям театра и общества. Но самые увлекательные из написанных им глав повествуют о знаменитых парижских труппах, игравших в Бургундском отеле, Пале-Рояле, отеле Генего и, конечно же, о великих театрах – «Комеди Франсез» и «Гранд-опера».
Современная читающая публика избалована лёгкой литературой. Но те, кто привык держать в тонусе не только мускулы, но и мозги, не пожалеют потраченного времени, обнаружив массу поучительных параллелей между веком XVII и веком XXI. Но больше всего пользы эта книга, на мой взгляд, принесла бы тем, кто относит себя к так называемой новой волне драматургии, тем, кто своим знаменем сделал вкус толпы. Не вы первые, господа. Не с вас всё это начиналось и не вами, уж простите, закончится. Ничего кардинально нового вы в историю мирового театра не внесли. Пошлость, скабрёзность и вульгарность уже некогда царствовали на сцене. Причём довольно долго. И что же? Им на смену пришёл театр высоких и чистых чувств.
Суровые учители людей,
Поймите, что в наш век
блистательных идей
Мольер нужней,
чем поп или трибун.
Поверьте Лейбницу. Время всё в конце концов расставляет по своим местам. Читайте профессионалов, господа.