Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Молитва для атеиста

01 января 2007

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: «ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА?»

Без преподавания мировых религий невозможно воспитать образованных граждан

Статьёй протоиерея Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», 2008, № 1) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова «Нам нужен культ разума» («ЛГ», 2008, № 2) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. Собкоры «ЛГ» Аркадий Ваксберг (в Париже) и Алексей Славин (в Берлине) рассказали (в № 6, 7) о том, как решается проблема религиозного просвещения во Франции и в Германии. Сегодня тему продолжает собкор «ЛГ» в Лондоне.

«Религиозное просвещение – установленный законом предмет, который обязательно изучают во всех школах Соединённого Королевства». Таков здесь официальный постулат. Он определён Законом о реформе образования от 1988 года и подтверждён ещё двумя законами об образовании: от 1996 и 1998 годов… А что на самом деле? 

Многие британские школьники не осведомлены даже об основах христианства (как и других религий). Они не знают Евангелие, не могут прочесть наизусть ни одну молитву. Ребята порой не имеют представления о том, что означает Рождество или Пасха, хотя с удовольствием проводят долгие каникулы по случаю этих праздников. 

«В светских школах на глазах падает значение религиозного просвещения, – пишет в «Таймс» известный британский учёный Брайен Уильсон. – Этот предмет становится всё более второстепенным. Его часто преподают лишь для галочки – ради того, чтобы ученики сдали экзамен. На уроке религии предпочитают обсуждать... разные житейские, мирские проблемы».
Суровые выводы сделала правительственная комиссия по изучению уровня образования. Она опубликовала в минувшем декабре доклад, который основывается на данных, собранных за 2001–2007 годы. «Уровень преподавания религии в целом недостаточно высок, а знания учеников остаются поверхностными», – констатирует комиссия. 

Недавний широкомасштабный опрос британских школьников показал, что большинство из них (53%) считают уроки религии скучными и ненужными. Лишь 29% ребят с интересом занимаются этой дисциплиной. На вопрос «Улучшает ли религиозное образование твою жизнь?» только 9% дали положительный ответ, а 68% – отрицательный. Симптоматична и реакция на вопрос «Хочешь ли ты знать много о боге?» (10% сказали «да», а 67% – «нет»). 

Что можно и нужно сделать для позитивных перемен? Об этом я подробно говорил с профессором социологии Оксфордского университета Вексеном Крэбтри. Он – автор нашумевшей книги «Британия: незнание религии». 

– Прежде всего необходимо изменить отношение к этому предмету, – сказал профессор. – Многие родители не хотят, чтобы их дети изучали религию. Она, мол, отвлекает от реальных сегодняшних задач, направляет мышление не в ту сторону. В действительности же эта дисциплина не менее важна, чем другие. Историю религии следует изучать так же глубоко и серьёзно, как светскую историю. Разве детям во вред знания, например, об ужасах фашизма? Точно так же они должны быть в курсе религиозных ужасов Средневековья. Никому не нанесёт ущерба и знакомство с другими религиями. 

– По вашему мнению, в школе хватит времени для изучения нескольких религий? – интересуюсь я.
– Для изучения, наверное, не хватит, а для ознакомления – несомненно, – отвечает мистер Крэбтри. – Проблемы возникают как раз тогда, когда религиозное просвещение сфокусировано на одном вероисповедании. Тем более если преподаватель непримирим к другим религиям. А в идеале он должен быть светским либералом, который объективно и достаточно критически относится к любой религии. Ни один учитель истории, гуманитарных или научных дисциплин не может восторгаться всем, что происходит в мире, ему необходим критический подход. То же самое касается религиозного просвещения. 

Речь заходит о специальных религиозных школах. Они составляют примерно пятую часть начальных учебных заведений в Великобритании. По мнению профессора, «хотя в них внимательно относятся к религиозному образованию, остальные предметы – от гуманитарных до спорта – запущенны». 

– Ещё опаснее другой момент: эти школы усиливают обособление подрастающего поколения по расовому и религиозному признакам, обостряя первоочередную проблему в нашей стране – национальную, – говорит учёный. 

В последнее время Британию накрыла гигантская волна иммиграции. Ежегодно 60-миллионное государство пополняют около полутора миллионов (!) гастарбайтеров. Многие приезжают из Восточной Европы, особенно Польши, однако большинство – мусульмане. Сейчас их – около 6,5% всего населения Соединённого Королевства. В здешней прессе некоторые города называют «мусульманскими вотчинами»: там собственные, отнюдь не английские законы и порядки, огромное количество мечетей. Даже своя «униформа»: женщины сплошь закрывают лица. Кое-где проходят шариатские суды для разбора споров. 

Обитатели таких анклавов чаще всего пополняют отряды террористов. Взрывы в центре Лондона в июле 2005 года (тогда погибло около 80 человек) устроили пакистанцы из окрестностей Лидса. Этот полуторамиллионный город, на 70% заселённый выходцами из Азии, стал рекордсменом по безработице, преступности, наркомании. 

Что касается столицы, то она превратилась в сегодняшний Вавилон: 300 языков,
14 религий, два миллиона уроженцев из стран третьего мира. И хотя англичане издавна гордились своими традициями многонациональности и веротерпимости, теперь в Лондоне, как и по всему Альбиону, на глазах накаляются страсти.
Одним из камней преткновения многие эксперты считают религиозные школы. За последние 10 лет их стало в Британии ещё на сто с лишним больше (сейчас около семи тысяч), несмотря на протесты с разных сторон. Так, активную кампанию за их закрытие ведёт Национальное светское общество Великобритании. Оно добивается, чтобы все начальные учебные заведения страны были без религиозного уклона и чтобы вероисповедание и национальность не разделяли учеников. 

Подобных взглядов придерживается и профессор Крэбтри:
– Без кардинального улучшения преподавания мировых религий невозможно воспитать цивилизованных, образованных граждан ни в одном государстве. В то же время надо закрыть специальные религиозные школы (хотя это, вполне понятно, не понравится Церкви) и изучать религиозную историю, культуру только со светских позиций. 

– Почему вы так считаете? – спрашиваю я.
– Этот шаг привёл бы к ослаблению напряжённости между этническими и религиозными группами, – отвечает учёный. – И наша система образования стала бы более справедливой, ведь в религиозных школах при приёме нередко отдают предпочтение детям из обеспеченных семей или же с более высоким уровнем подготовки. В результате уменьшились бы масштабы религиозного экстремизма и идеологической обработки подрастающего поколения. А это – один из главных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня не только Великобритания, но и весь западный мир. И для России вопрос очень актуален. Есть единственный путь – воспитание в духе религиозной и национальной толерантности.



Михаил ОЗЕРОВ

Обсудить в группе Telegram

Михаил Озеров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS