Пандемия поставила немало сложных вопросов перед мировыми религиями. За что нам эта напасть? Зачем пришла и захлестнула нас волна исступлённого страха? Что могут посоветовать люди в рясах, когда наука и прогресс застигнуты врасплох, пребывают в немощи? Серьёзным испытанием для традиционных конфессий стали указы властей разных стран покинуть дома молитв из-за карантина.
Лишь немногие ответили светским властям, что вера стоит выше самой жизни. Подавляющее большинство оставило храмы в соответствии с декретами государства…
В этом можно узреть победу модернизма, если бы не крах самой мировоззренческой системы модернизма. Казалось бы, самое время религиозным лидерам объявить об излечении народов коллективной молитвой. Но они признали примат светской науки над сакральной, подчиняясь воле медиков и светских властей. В большинстве случаев религиозные лидеры ограничились призывами следовать порядкам карантина и лишь осторожно выражали надежду на всеобщее выздоровление, используя богопочитательные речевые обороты. Иными словами, им нечего было сказать.
Кто-то увидит в этом избавление от предрассудков, свойственных многим религиозным адептам. Однако были и немногие, но велегласные религиозные деятели, чьи заявления диссонировали с общим «прокарантинным» конформизмом.
От склонных к предрассудкам, несогласных с генеральной линией можно было услышать, что вирус – наказание за то или иное прегрешение. Говорили о каре за разврат, за несоблюдение диетарных правил. Были и узревшие в происходящем признак скорого мессианского избавления, говорили о нём зычно и пронзительно. И те и другие не забывали просить о материальной помощи своим приходам. К этому ряду следует прибавить обещавших доброго здравия и полной защиты тем, кто пополнит собой ряды прихожан.
Можно только радоваться, что подобные суеверчивые харизматы оказались в маргиналах. В истории человечества множество примеров, когда религиозные владыки грешили агрессивным насаждением предрассудков, оказываясь ниже уровня науки и просвещения. Навязчивая потребность противоречить законам природы спускала их ниже образованных материалистов и не позволяла нести весть, которая была бы превыше вещесловной банальности.
Засилье суеверия превратило многие приходы в подобие аптек или бюро по трудоустройству, когда люди идут в дом молитвы за талоном на излечение или лотерейным билетом.
Это явление свойственно всем религиозным движениям. Люди видят в молитве акт прошения о недостающем в материальной сфере, а не связь со Всевышним. Позабыли совсем, что слово «религия» означает не систему обрядов, гарантирующих индульгенцию. Изначально латинское «religare» указывало на связь с Высшим миром.
Подчинившись светскому порядку, религиозные лидеры в наши дни полностью подчинились примату науки и светского рационализма. Этим они порадовали радетелей очищения религии от суеверий и предрассудков, однако одновременно они обнаружили глубокий кризис мировоззрения.
Казалось бы, паника вокруг коронавируса указала на зыбкость и несовершенство светского миропорядка. Сильнейшие страны мира с творящей чудеса медициной закрываются по образу и подобию средневековых зачумлённых городов. Это делают люди, запускающие спутники в космос и способные уничтожить мир ядерным оружием.
Похоже, мы переживаем кризис веры во всесилие человека. Самое время для теологов и религиозных философов обратить внимание на этот цивилизационный тупик. А ведь ещё в 1927 году Рене Генон в книге «Кризис современного мира» указал на крушение системы ценностей и приоритетов, утверждённых западной культурой. Разве нынешние события не иллюстрация его идей?
Именно эта тема должна прозвучать сейчас в проповедях. Хотя недостаточно только указывать на кризис, следует предлагать путь строительства нового града. Ежели мы констатируем крах системы мировоззрения, поставившей человека с его материалистическими побуждениями центром мироздания, то самое время предложить теоцентрическую парадигму в её современном приложении.
Такие тенденции проявляются среди некоторых теологов и каббалистов прошлого и нынешнего. Например – Арье Каплан и Мордехай Шрики. Оба – знатоки современной науки и философии наряду с углублённым владением таинствами веры и духовной практики. Таким людям свойственны попытки перенести религиозную мысль в надрассудочную сферу, освободившись полностью от предрассудков и суеверий.
При очевидном крахе материалистической системы верований религия может вернуть себе былое влияние. Но при условии её перехода от антинаучных предрассудков к высокой мысли о смысле бытия, от суеверия и обрядоверия – к просветлённому созерцанию. Религиозная мысль начнёт овладевать умами, если не займётся отрицанием законов природы, а предложит им смысловое и духовное объяснение, укажет на более высокие основополагающие принципы.
Если в XIX веке вера в материализм и научный прогресс отличала интеллектуальную прослойку Европы, то в ХХ веке сие верование охватило большинство знающих грамоту. Рене Генон подробно разобрал почти сто лет назад кризис вещесловного мировоззрения. А в наши дни коронавируса всё здание человеческого всемогущества окрашено в цвета разочарования и отчаяния.
Религиозные мыслители и лидеры должны предложить более убедительное объяснение реальности и программу усовершенствования жизни и души современного человека, чем те, кто довёл его до нынешнего разочарования. Вместо «мерзости опустошения» – духовное наполнение и реалистичное целеполагание.
Возможно, в опросах общественного мнения такой «запрос» ещё не выявлен. Но это истинный запрос времени. И – вызов и испытание традиционной религии в пору растущей необходимости в ней.