Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 апреля 2020 г.
  4. № 14 (6732) (08.04.2020)
Общество Политика Позиция

Молитва на карантине

Сможет ли религия вернуть свои позиции после кризиса коронавируса?

08 апреля 2020
Молитва не теряет силы даже на удалёнке

Пандемия поставила немало сложных вопросов перед мировыми религиями. За что нам эта напасть? Зачем пришла и захлестнула нас волна исступлённого страха? Что могут посоветовать люди в рясах, когда наука и прогресс застигнуты врасплох, пребывают в немощи? Серьёзным испытанием для традиционных конфессий стали указы властей разных стран покинуть дома молитв из-за карантина.


Лишь немногие ответили светским властям, что вера стоит выше самой жизни. Подавляющее большинство оставило храмы в соответствии с декретами государства…

В этом можно узреть победу модернизма, если бы не крах самой мировоззренческой системы модернизма. Казалось бы, самое время религиозным лидерам объявить об излечении народов коллективной молитвой. Но они признали примат светской науки над сакральной, подчиняясь воле медиков и светских властей. В большинстве случаев религиозные лидеры ограничились призывами следовать порядкам карантина и лишь осторожно выражали надежду на всеобщее выздоровление, используя богопочитательные речевые обороты. Иными словами, им нечего было сказать.

Кто-то увидит в этом избавление от предрассудков, свойственных многим религиозным адептам. Однако были и немногие, но велегласные религиозные деятели, чьи заявления диссонировали с общим «прокарантинным» конформизмом.

От склонных к предрассудкам, несогласных с генеральной линией можно было услышать, что вирус – наказание за то или иное прегрешение. Говорили о каре за разврат, за несоблюдение диетарных правил. Были и узревшие в происходящем признак скорого мессианского избавления, говорили о нём зычно и пронзительно. И те и другие не забывали просить о материальной помощи своим приходам. К этому ряду следует прибавить обещавших доброго здравия и полной защиты тем, кто пополнит собой ряды прихожан.

Можно только радоваться, что подобные суеверчивые харизматы оказались в маргиналах. В истории человечества множество примеров, когда религиозные владыки грешили агрессивным насаждением предрассудков, оказываясь ниже уровня науки и просвещения. Навязчивая потребность противоречить законам природы спускала их ниже образованных материалистов и не позволяла нести весть, которая была бы превыше вещесловной банальности.

Засилье суеверия превратило многие приходы в подобие аптек или бюро по трудоустройству, когда люди идут в дом молитвы за талоном на излечение или лотерейным билетом.

Это явление свойственно всем религиозным движениям. Люди видят в молитве акт прошения о недостающем в материальной сфере, а не связь со Всевышним. Позабыли совсем, что слово «религия» означает не систему обрядов, гарантирующих индульгенцию. Изначально латинское «religare» указывало на связь с Высшим миром.

Подчинившись светскому порядку, религиозные лидеры в наши дни полностью подчинились примату науки и светского рационализма. Этим они порадовали радетелей очищения религии от суеверий и предрассудков, однако одновременно они обнаружили глубокий кризис мировоззрения.

Казалось бы, паника вокруг коронавируса указала на зыбкость и несовершенство светского миропорядка. Сильнейшие страны мира с творящей чудеса медициной закрываются по образу и подобию средневековых зачумлённых городов. Это делают люди, запускающие спутники в космос и способные уничтожить мир ядерным оружием.

Похоже, мы переживаем кризис веры во всесилие человека. Самое время для теологов и религиозных философов обратить внимание на этот цивилизационный тупик. А ведь ещё в 1927 году Рене Генон в книге «Кризис современного мира» указал на крушение системы ценностей и приоритетов, утверждённых западной культурой. Разве нынешние события не иллюстрация его идей?

Именно эта тема должна прозвучать сейчас в проповедях. Хотя недостаточно только указывать на кризис, следует предлагать путь строительства нового града. Ежели мы констатируем крах системы мировоззрения, поставившей человека с его материалистическими побуждениями центром мироздания, то самое время предложить теоцентрическую парадигму в её современном приложении.

Такие тенденции проявляются среди некоторых теологов и каббалистов прошлого и нынешнего. Например – Арье Каплан и Мордехай Шрики. Оба – знатоки современной науки и философии наряду с углублённым владением таинствами веры и духовной практики. Таким людям свойственны попытки перенести религиозную мысль в надрассудочную сферу, освободившись полностью от предрассудков и суеверий.

При очевидном крахе материалистической системы верований религия может вернуть себе былое влияние. Но при условии её перехода от антинаучных предрассудков к высокой мысли о смысле бытия, от суеверия и обрядоверия – к просветлённому созерцанию. Религиозная мысль начнёт овладевать умами, если не займётся отрицанием законов природы, а предложит им смысловое и духовное объяснение, укажет на более высокие основополагающие принципы.

Если в XIX веке вера в материализм и научный прогресс отличала интеллектуальную прослойку Европы, то в ХХ веке сие верование охватило большинство знающих грамоту. Рене Генон подробно разобрал почти сто лет назад кризис вещесловного мировоззрения. А в наши дни коронавируса всё здание человеческого всемогущества окрашено в цвета разочарования и отчаяния.

Религиозные мыслители и лидеры должны предложить более убедительное объяснение реальности и программу усовершенствования жизни и души современного человека, чем те, кто довёл его до нынешнего разочарования. Вместо «мерзости опустошения» – духовное наполнение и реалистичное целеполагание.

Возможно, в опросах общественного мнения такой «запрос» ещё не выявлен. Но это истинный запрос времени. И – вызов и испытание традиционной религии в пору растущей необходимости в ней.

 

 

Тэги: Коронавирус Религия Карантин Авигдор Эскин
Обсудить в группе Telegram

Авигдор Эскин

Авигдор Эскин родился 26 апреля 1960 года в Мос... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Незримая линия фронта

    26.05.2024
  • Найти свой образ Господа

    17.05.2024
  • Разрушители

    06.03.2024
  • Митрополит Иосиф Семашко. Герой вне времени

    18.01.2024
  • Патриарх Кирилл: «Творить дела милосердия»

    20.11.2023
  • Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!

    707 голосов
  • Частушки о коронавирусе

    88 голосов
  • Затылком вперёд

    80 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
  • Ковиду начальники не указ

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS