Игорь Гавриленко. Рисунок по памяти: Стихотворения. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020. – 124 с. – 500 экз. – (101 поэт XXI века).
«Закат в рубахе с красным петухом», вятская гармонь, православные храмы, зимняя дорога на Муром, есенинское Константиново, блоковское Шахматово… В строках Игоря Гавриленко уверенно и отчётливо звучит голос России – с древних времён и до века нынешнего. «Русь великая» в разные этапы своего существования красочно и объёмно изображена в сборнике стихотворений «Рисунок по памяти» – пятой поэтической книге автора.
Метафорой истории в его стихах становится поднятый со дна корабль, полный «глубинных тайн, распятий и проклятий». Читатель то оказывается возле забытой современниками церкви («Средь царства трав некошеных / Увижу, сам не свой, – / Спит церковь, всеми брошена, / С разбитою главой»), то обнаруживает себя в Приморье в 90-е годы («Находка. Грузим рельсы на Китай / Под ветрогон причала Рыбзавода, / Где рельсы в скрутках, словно сотни сайр / В консервной банке трюма грузохода»), то погружается в тревожную и страшную атмосферу первой половины ХХ века («Тридцатые. Репрессий бич кандальный. / Беда свалилась на семью юнца: / Нарушив сон квартиры коммунальной, / Забрали ночью штатские отца…»).
Масштабные события автор рассматривает, следуя примеру русского поэта Дмитрия Кедрина, который «смог услышать плач солдаток, / Что звучал в большой симфонии войны». «Многострадальная Родина» складывается из эпизодов, связанных с конкретными персоналиями: Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Юрием Гагариным... И «волшебная ночь на Ивана Купалу», и трагические страницы Великой Отечественной войны, и покорение космоса, и частные трагедии русских людей – всё это те волокна, из которых соткано полотно российской жизни.
Однако важнее исторических коллизий, по Игорю Гавриленко, память о своих корнях и тепле родного дома.
К нам прошлое вернётся понемногу:
Иконостас над белым рушником,
Подкова – оберегом на дорогу,
Буфет с посудой, штофами, сверчком.
Христианская молитва – неотъемлемая составляющая мироощущения поэта и любого русского человека:
Сторона моя, сторонушка,
Души, чистые до донышка…
Под печальный шум дерев
Ищешь долю свою лучшую,
Русь великая, могучая –
Где молитвы нараспев.
В этих и других стихотворениях автора ярко выражено фольклорное начало. Поэт сожалеет об утраченном прошлом, а в качестве жизненных ориентиров выбирает непреходящие ценности: веру, любовь, правду и сострадание.