Не рой соседу яму,
а то он использует её как окоп.
Михаил Задорнов
Постсоветия – бывшие республики СССР. Когда-то сие словечко было клеймом, коим метили Россию как «наследницу режима». В середине 1990-х это понятие с испугу сделал популярным телеканал НТВ – в час, когда его попросили вернуть долги. Нынешнее ТВ, упоминая Постсоветию, имеет в виду некую аморфную территорию, где бродят призраки прошлого, а былые предрассудки живут, несмотря на смену идейных вех.
«Иногда несгибаемая позиция – результат паралича», – писал Станислав Ежи Лец. Иначе как параличом сознания невозможно объяснить популярность фразы «Народ не виноват!». Её используют в теледебатах о возможных последствиях жёсткого отношения России к враждебно настроенным соседям.
«Народ не виноват!» – звучало в последней передаче Максима Шевченко «Судите сами» о ситуации на Украине, руководимой американской марионеткой. «Народ не виноват!» – заходился какой-то «властный структурец» в последней передаче «Сенат» канала «Россия», говоря о состоянии Грузии после кровопролитной ампутации Южной Осетии и Абхазии. «Народ не виноват!» – стонал в «Итоговой программе» НТВ латвийский парламентарий, озабоченный потерей интереса России к Латвии.
Народ соседних с нами стран, избравший президентов-русофобов, несёт ответственность за последствия их бурной деятельности. Эта аксиома будет восприниматься в России менее болезненно, если внимательно присмотреться к новому поколению избирателей.
За короткий период времени я посетил большинство стран Постсоветии. Я видел людей, о которых у нас ничего не говорят. Почему-то принято вспоминать тех, с кем у России что-то связано в п р о ш л о м: пожилых грузинских певцах, седых прибалтийских актёрах, постаревших украинских ветеранах… А что вы знаете о новом поколении? Что вы знаете о молодых НОВЫХ СОСЕДЯХ России?
Телепередачи российских каналов с участием гостей из Постсоветии давно превратились в клуб «тех, кому за 50». Если собрать в тех же студиях «новых соседей», телезрителям старшего поколения без валерьянки не обойтись. Они увидели бы людей, пришедших из другого измерения. Первые поколения Постсоветии – другие люди, с которыми придётся искать общий язык, как сотни лет назад – с их предками.
Прежде чем перейти к частностям, замечу, что в массе своей «новые соседи» настроены по отношению к России не шибко воинственно. Но их безразличие имеет характерную особенность, унаследованную от предков: судя по местным телепередачам, сварганенным молодыми «новыми соседями», они ещё больше уверены, что Россия им что-то должна.
Идея одна, но каждый из «новых соседей» по Постсоветии по-своему кроит её в телеэфире.
Телевидение «новых соседей» в Грузии – национально-эмоциональное, темпераментное, всё больше с видеоклипами да картинками. Уровень образования населения падает, вот и опускается местное ТВ до уровня комиксов и плакатов. Молодые грузины запоминают антироссийские лозунги телеканалов «Общественное грузинское телевидение», «Рустави 2», «Имеди», «Мзе» как колыбельную матери – раз и навсегда. Какое уж после этого «братство народов»…
Плакатно-доходчивое грузинское ТВ похоже на вечеринку с патриотическим танцем, хорами и тостами, в которых все друг друга хвалят, восторгаются собственной смелостью и грозят кулаками «большому северному соседу». Обсуждать грузинское ТВ в Тбилиси невозможно: собеседники ставят всех оппонентов в положение «заранее виноватых», а себя – «заранее правых». Нашёлся, правда, один, рассказавший мне на ухо шутку: «Если бы у Гитлера был телеканал «Рустави 2», немцы бы и сейчас были уверены, что выиграли войну…»
ТВ Украины напирает на дебаты, споры, разговоры… Всё больше по истории, языкознанию, политологии… Чувственная сторона обеспечивается громким выкрикиванием «оранжевых» лозунгов. Русских на Украине пока ещё много, и если орудовать в прямом эфире плакатами в стиле «Раздавим ядовитую гадину!», то легко можно нарваться на неприятности. Но зато на украинском ТВ много и охотно шутят о России. Находясь среди аудитории провинциального дискуссионного телеклуба, я с интересом слушал, как некий «юноша бледный с усами висящими» весело предлагал заменить закадровый смех в комедийных телесериалах на дружное скандирование лозунга «Москалi, геть!». При этом он упирал на то, что в трудные для Украины времена каждую секунду времени на телевидении надо отдавать борьбе с врагом. То есть с нами. Присутствующие в студии осторожно улыбались, но помалкивали…
Телевидение Украины объявило войну всему русскому, предавшись полному и безоговорочному «дублюванию». Ненависть к России – каждую секунду эфира. Какие-то филологи прямо в «ящике» заявляют, что слово «магазин» можно оставить в украинском языке только потому, что оно не имеет русского происхождения. Маразм крепчает и ширится.
Молодёжная аудитория одной из программ украинского «5-го канала», самого радикально настроенного против России, в один голос высказалась за то, чтобы Россию разделить и поделить, потому что «нашего исконного добра там дюже богато, а москали нехай дохнут». Далее было ещё хлеще. Приглашённый «политолог» обрадовал присутствующих заявлением, что «Украина – старшая сестра России, и скоро мы в Киеве будем приказывать, а в Москве – станут выполнять и отрабатывать долг украинцам». Присутствующая молодёжь оживилась. Она явно хотела приказывать и чтобы за неё кто-то работал. Такие вот майданные мечтатели…
Зато ТВ Эстонии, Латвии и Литвы работает с российской темой в духе холодного презрения. Нас вроде как не замечают. Это довольно странно. Всё равно что рыбе не замечать воду. Незамечание России столь старательно, что принимает маниакальную форму. Поэтому ТВ Прибалтики похоже на трансляцию в больнице для тяжелобольных: умеренно, сглажено, без нервов – чтобы не побеспокоить пациентов.
Ошибочное представление прибалтов о себе как о высокообразованных европейцах основано, в частности, на многолетнем исполнении ролей немецких фашистов в советских кинофильмах. Сегодня понятен скрытый смысл искренности, с которой исполнялись эти роли.
Ситуация будет неполной, если не упомянуть соотечественников наших «новых соседей» за рубежом. Канадские украинцы – это зеркальное отражение того поколения, которое уже народилось на Украине. Ненависть канадских украинцев к русским обитает на клеточном уровне и принимает зоологический характер. Не будучи специалистом в области бихевиоризма позвоночных, ограничусь лишь общими наблюдениями.
ТВ канадского Ванкувера предоставляет слово местным украинцам. Пока предоставляет. Китайская диаспора вытесняет традиционно многочисленную украинскую из бизнеса и власти, и потому былое величие потомков канадского первоукраинца Еленяка несколько потускнело. Историю на местном украинском ТВ низводят до фольклора, опустив на уровень глечиков и вышиванок. Им мало того прошлого, что есть. Ощущение ущербности компенсируется высосанными из пальца историями о победах украинского оружия над москалями. Теперь ясно, откуда черпает президент Ющенко русофобскую мудрость.
Просмотрев очередной канадо-украинский телемост и прослушав «козацкие» шутки («Что сделать москалю, чтобы загладить вину перед Украиной? – Утопиться дважды!»), я сделал любопытное наблюдение. Канадские украинцы всячески демонстрируют превосходство над киевскими земляками. Почему? Секрет прост: в Канаде украинцы – этническая группа, в реальности которой никто не сомневается.
Обнаружить в Америке потомков грузин и прибалтов удалось не без труда. Собственного ТВ у них нет, живут они разрозненно, почти не общаются. Те же, с кем мне удалось встретиться, шарахались от моих вопросов так, словно я – сотрудник налоговой службы.
Прав был великий и мудрый Хосе Ортега-и-Гасет, грустно заметивший: «Ограничить проблему человека как обитателя Земли рамками национального – значит низвести его до уровня анекдота».
Если так пойдёт и дальше, а в Постсоветии умрут последние из тех, для кого Россия дорога как жизнь и память, то останутся лишь «новые соседи», воспитанные телевидением. Презрительные, высокомерные, недовольные… Что им Россия? Богатый «должник», да и только.
Что-то будет…