Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2017 г.
Литература

Молодая зрелость

03 мая 2017

Константин Ваншенкин. Оксфордский блокнот. М.: Текст, 2017. 210 с., 1000 экз.


Константин Ваншенкин в рекомендациях не нуждается. Поэт-фронтовик, автор популярнейших песен. Однако его позднее творчество осталось несколько в тени. И вот теперь – сборник «Оксфордский блокнот». Пусть название никого не смущает. Ничего англосаксонского в книге нет. Просто эти строки были записаны в подаренный поэту дочерью блокнот, видимо, привезённый из Оксфорда. Поздний Ваншенкин предстаёт поэтом, обладающим великолепной поэтической культурой, тонким, импрессионистичным, владеющим всем арсеналом поэтических средств, но использующим их исключительно экономно.

Вбок ушла гроза,
Стихли её трубы.
Синие глаза,
Розовые губы.

В стихах сборника ощущается финал судьбы, но финал не конечный, а продолжающийся в вечности. Творческую зрелость Ваншенкина отличают упругость и сила, и поэтому хочется назвать её молодой, а не умудрённой. Хотя, разумеется, мудрых, приправленных длинным житейским опытом стихов в книге немало.

Видно, выдалась пора
В самом деле –
Вот и аисты вчера
Улетели.
Да и было их не сто
В сельской нише –
Над акацией гнездо
И на крыше.

Ваншенкин в своём позднем творчестве оправдывает поэзию как таковую, как искусство возвышенных слов. Он не консервирует свой дар в лексическом прошлом, свободно пользуясь любым русским поэтическим словарём. Он указывает путь поэзии, который не в показной истеричности, не в попытках улестить алчущую вывертов и зрелищ богемную тусовку, а в неиссякаемой глубине нашего языка, в верности всему лучшему, что выработала отечественная поэзия.

В предисловии к книге Сергей Чупринин очень тонко замечает: «Дар Ваншенкина в русской поэзии из редчайших: не будоражить, но останавливать мгновение и медлить, медлить, понимая право на созерцание как одну из последних, и тем особенно драгоценных, милостей жизни. Так что будто и не лирика перед нами. Эта книга удивительно густо населена товарищами по искусству…»

Действительно, стихи Ваншенкина – это не набор общих мест. Каждый посыл конкретен. И в этом не только оригинальность сборника, но и его человеческая, вспоминательно-сострадательная суть.

Евстигнеев был похож на Смелякова,
Он сыграл бы здорово его.
Что же тут особого такого –
Он изобразил бы хоть кого.

Тэги: Константин Ваншенкин
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS