Не первый год уже активно пропагандируется «мода на молодость». Помнится, даже в политике существовал неосторожный лозунг: «Молодых надо!» Но время шло, младореформаторы стали не так уж и молоды, да и, как известно, запись в метрике – не единственная характеристика политика.
Двигаемся дальше. Берёшь в руки рекламные материалы одной вполне солидной финансовой компании. Не буду её называть, чтобы не быть заподозренным в злорадстве, т.к. сейчас у неё, как и у многих, возникли серьёзные проблемы. Но кто знает, не стала ли одной из причин несколько странная кадровая политика? Судите сами: «…Мы одна из самых молодых компаний. Средний возраст сотрудников – чуть больше двадцати… Командный дух поддерживается весёлыми корпоративными вечеринками и новогодними костюмированными балами…»
Что перед нами? Документ, который должен вызвать интерес и доверие у потенциальных партнёров, или завлекательный листок молодёжного досугового центра? Хочется сказать авторам: «Извините, ребята, но клиентам исключительно наплевать, встретят ли их ваши сотрудники в масках зайчиков или поросят». Люди рассчитывают встретить профессионалов. Замечательно, если человек уже в молодом возрасте стал мастером своего дела. Но никто не мешает ему совершенствоваться и дальше. Кстати, интересны итоги недавнего опроса работодателей, проведённого организацией поддержки малого и среднего бизнеса ОПОРА. Предлагалось в порядке убывания назвать основные проблемы, с которыми сталкиваются их предприятия. Как вы думаете, с чем связаны наибольшие трудности? Нет, не с финансированием (и это в условиях кризиса!), не с коррупцией. А с поиском квалифицированных работников. О возрасте последних не было сказано ни слова. Лишь бы хорошо работали.
Казалось бы, что за беда? Пусть тот, кто даже внешне не хочет меняться с возрастом, а желает оставаться не просто «молоденьким», а ещё и «юненьким», так и поступает. Пусть. Это будет особенно хорошо, когда каждый из нас станет жить на необитаемом острове. Но, извините за напоминание, люди некоторым образом связаны друг с другом. Нелишне вспомнить и о понятии ответственности. И поэтому стереотипы поведения (да ещё не всегда естественного), активно, с маниакальной настойчивостью навязываемые членам общества (надеюсь, не надо напоминать об особой роли телевидения в данном процессе), обязательно приводят к социальным последствиям.
Ещё лет пятнадцать назад социологи обратили внимание на новый «тип бабушек», появившийся среди «продвинутых слоёв населения», о чём не без юмора нам сообщили. Собственно говоря, даже называть их словом «бабушки» было неправильно. По крайней мере они строго-настрого запрещали (и продолжают запрещать, надо полагать) своим внукам и внучкам так к себе обращаться. Только по именам: «Маша! Даша! Параша!..»
Также безжалостные социологи отметили удивительную манеру одеваться представительниц этого нового «подвида», например способность ходить в шортах в любых местах и в любое время года.
Всё это можно было бы считать лишь забавным капризом небольшого количества людей, особенно если при этом они активно общались со своими внуками и участвовали в их воспитании. Но похоже, что происходили совсем другие изменения. Увы, бациллы «разрастающейся вневозрастной инфантильности» с тех пор поражали всё больше людей.
Какие же причины в российской действительности приводят к «острому нежеланию» немалой части соотечественников не только стареть, но нередко и взрослеть?
Назову одну из причин. Она не столь очевидна и, к сожалению, не слишком осознана большинством граждан России. Среди прочих «прелестей» 90-х годов прошлого века нашему обществу было предложено отказаться от 70 предшествующих лет своей истории. Не будем сейчас анализировать, о чём тогда думал «средний гражданин» (и думал ли вообще), но эту «изящно упакованную мерзость» он проглотил. Большинство россиян («бывших советских» людей) позволили «лидерам процесса» совершить всё это. Как это называется на нормальном человеческом языке? Соучастием в предательстве.
А если учесть, что этот преданный многими «дорогими россиянами» период истории совпал с жизнью не одного поколения, то общество, по сути, осталось «без старших поколений». Ведь, по мнению «неороссийского агитпропа», они олицетворяли собой «кошмарный период истории», поэтому с ними можно и не считаться.
А так как никакая позитивная программа не только не была реализована, но и предложить «господам ниспровергателям» было нечего, то в результате возникло общество с преобладающим сознанием инфантильного подростка, к тому же отягощённым «синдромом совершённого предательства».
Проблема взаимоотношения поколений сейчас сильно видоизменилась. Возможно, прежде «отцы» слишком рьяно стремились воздействовать на повзрослевших «детей» и, естественно, встречали и непонимание, и сопротивление. Теперь нередко и папы-мамы, и дедушки-бабушки не оказывают детям даже необходимого внимания. Таково оригинальное «решение» проблемы конфликта поколений, которые в этом случае существуют в разных измерениях и теряют последние надежды на взаимопонимание. Лучше бы уж конфликтовали, честное слово.
Ведь если представители старших поколений будут уклоняться от ответственности перед теми, кто придёт им на смену, будут в погоне за «вечной молодостью» отказываться от мудрости, которую со временем любому умному человеку даруют прожитые годы, то такое общество обречено на нарастающие катастрофы и гибель.
Особенно опасно для окружающих, когда стремление казаться «вечно молодым, вечно пьяным» входит в моду среди политиков. Согласитесь, безответственный, агрессивный стиль поведения, свойственный не очень развитым подросткам, способен взорвать любую систему безопасности.
А тем, кто хочет быть вечно молодым, надо вспомнить, что молодость – категория не только возрастная и определяется она не только «суммой физического здоровья» и модным внешним видом. Самых достойных людей страны до последних дней жизни отличали не внешняя моложавость, а молодость души и лучшие черты характера, свойственные молодым годам. Например, стремлением познавать этот мир и изменить его к лучшему.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: