Юлиуса Фучика, чехословацкого журналиста первой половины 20 века, воспринимают как «коммунистического» писателя, абсолютно партийного идеалиста. Мало кто знает, что в детстве он играл в театре и довольно успешно, из-за чего переживал его отец, ведь на глазах рушились мечты о сыне-инженере. С увлечения именно театром начался путь Фучика в качестве журналиста (первые его работы – театральная и литературная критика).
Немногие слышали, что, когда писателю было 12 лет, ему пришлось пережить все ужасы Первой Мировой войны. Будучи ребенком, он видел, как резво идут в бой новобранцы и как скоро они возвращаются домой вперед ногами, под белой простыней.
Кто помнит, что он только в 18 лет посетил Прагу и влюбился в огни большого города? Он бродил по пражских улочкам завороженный и не замечал, как снова и снова оказывался перед особенно полюбившимися ему зданиями. С тех пор Прага стала его домом.
Зато все знают – «коммунистический» журналист и писатель. Яркие репортажи, эссе и очерки Юлиуса Фучика являлись характерными примерами партийной публицистики того времени. Но с крахом идей коммунизма, с разрушением соцлагеря ушла и популярность этого писателя. Люди перестали ценить Фучика, поставили под сомнение авторство его знаменитой книги «Репортаж с петлей на шее», хотя криминалистической экспертизой и был распознан его почерк при изучении рукописи. Отовсюду стирали его имя: названия станций метро, улиц, площадей.
Почему он верил в идеи коммунизма? Во-первых, по образованию Юлиус – философ, что является одной из причин его тесного знакомства с марксистской литературой. Во-вторых, положение пролетариата в Чехословакии, тем более в период экономического кризиса, определили пожизненную ненависть Юлиуса Фучика к капиталистическому строю. Он печалился прозябанием своего народа, а когда в 1930 году посетил СССР, где уже виднелись отблески «светлого будущего», то вдруг осознал, что появился пример «правильного» построения общества — по принципам коммунизма. Можно ли упрекать человека за любовь к человеку?
В 1939 году гитлеровская Германия оккупировала Чехию. Население мобилизовали как рабочую силу во «благо» немецкому народу. По плану верховных командующих Третьего Рейха, чехов должны были перевезти на добычу полезных ископаемых в Сибирь, когда СССР будет полностью уничтожен.
В условиях тяжелого труда, голода и плохого обращения Юлиус Фучик занимался «черной» журналистикой. Он не забросил свою газету «Руде право», а сделал из нее подпольно-патриотическое издание. Под своим именем писатель опубликовал множество статей и эссе в поддержку сопротивленческого движения. Однако в 1942 году его предали, Фучик был арестован Гестапо. И последний год своей жизни провел за решеткой, в ожидании расстрела. Там же журналист написал главную книгу своей жизни — «Репортаж с петлей на шее», в которой описал медленную смерть заключенного, его мысли и чувства.
Фучик рассказывает, как его подвергали не только физическим пыткам, но и моральным. Немцы приводили к журналисту его друзей, товарищей, жену и задавали один и тот же вопрос: «Вы знаете этого человека?» Стоило близким Фучика сказать «да» или как-то дать понять, что они его действительно знают, как их арестовывали. Особенно тяжело было жене, Густе, которая давно не видела мужа, так как он, занимаясь подпольным издательством, назвался другим именем и жил тайной жизнью, дабы не втягивать семью в опасное дело. Юлиус с теплотой говорит об этой сильной женщине, которая не дернула бровью, увидев его разбитое лицо. «Милая! Сдержала слово – ни при каких обстоятельствах не узнавать меня».
Так случилось, что в тюрьме находились в основном коммунисты, а те, кто не придерживался подобных взглядов в мирное время, стал разделять их в военное. И прежде, чем вы скажете: «Как можно так быстро менять свою точку зрения?» - проникнитесь значением слова «коммунист» на войне. Прежде всего оно означало сопротивление, бесстрашие в отношении борьбы с немецкими оккупантами. В «Репортаже» Фучик ничего не говорит о партийных взглядах, но много пишет о патриотизме и любви к своему народу.
Книга довольно интересна своей детальностью; можно сказать, что обычный репортаж увеличили во много раз и разглядели каждого человека под лупой. Причем упор Фучик делает не на внешность, а на поступки, на взгляды, на манеру общения. Кусочек портрета надзирателя: «Он входил в камеру с широкой улыбкой на лице, приносил заключенным еду, никогда не дрался. Не верилось даже, что он часами простаивает за дверью, подслушивая разговоры заключенных, и доносит начальству о самых ничтожных пустяках!»
Заканчивается «Репортаж с петлей на шее» прощальными письмами. Автор понимает, что больше никогда не увидит близких. Наверное, это самый жесткий отрывок произведения, потому что в своих обращениях Юлиус не плачет, не рвет волосы на голове, не буйствует. Он спокоен. Он смирен, словно человек с уже затянутой петлей на шее.
То немногое, что мы можем сделать для этого человека, нет, для этого героя, это последовать его последней просьбе: быть осторожными, не допускать разрастания антигуманистических идей, не молчать и не покорятся судьбе, работать над собой. Сейчас это особенно актуально в разгоревшейся войне толстых кошельков, когда каждый наделенный деньгами и властью решил, что имеет право делать все, что ему вздумается, идти против Конституции, против желания всего народа, против здравого смысла. Давайте будем бдительны.
Александра Горовая
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться