Миф № 1: Чиновник – возрастной бюрократ, классический образ времён развитого социализма.
Однако на данный момент средний возраст госслужащих правительства Москвы составляет 39 лет. «Примерно трети из них не исполнилось и тридцати, а 44% сотрудников моложе 35 лет. Это самый продуктивный возраст людей, готовых много и успешно работать. Большая их часть (89%) имеет высшее образование. 22% руководителей также не достигли возраста 35 лет», – подчеркнула Александра Александрова.
Этих революционных перемен удалось достичь благодаря автоматической ротации и обновлению: за три года в Москве сменилось порядка 82% руководителей органов исполнительной власти. К примеру, ротация глав управ составила 73%. «Есть указ мэра о том, что должность руководителя управы одного района можно занимать не более семи лет подряд. Кстати, раньше многие главы управ более 20 лет сидели на одном месте», – сравнила Александра Борисовна.
Власти озабочены и тем, чтобы пополнять правительственный корпус талантливыми молодыми людьми. Третий год функционирует оплачиваемая стажировка для молодёжи – программа, позволяющая на конкурсной основе отбирать лучших. После 12 месяцев работы в нескольких органах исполнительной власти стажёры получают 3–4 предложения о трудоустройстве. «Мы включились в борьбу за таланты, потому что молодые люди сами выбирают, к кому из руководителей пойти работать. Значит, управленцы должны предлагать выпускникам более интересные проекты, чтобы стать для них лучшими работодателями», – резюмировала Александрова.
Кроме того, чиновники получают дополнительное профессиональное образование в городском Государственном университете управления правительства Москвы (МГУУ). За 2012 год программы повышения квалификации освоили без малого 7,5 тысячи госслужащих. В этом году в вузе реализуется 53 образовательные программы, по которым уже прошли обучение более 4,5 тысячи столичных чиновников. Всё вышесказанное позволяет назвать современного чиновника «молодым образованным новатором».
Миф № 2: Чиновник – «родственник» с личным интересом, чей-то одноклассник или сосед по даче.
По словам А. Александровой, уже три года система трудоустройства в правительстве Москвы такая же, как в любой другой организации. Столичным госслужащим может стать каждый: все вакансии, которые существуют в правительстве Москвы, публикуются на карьерном портале: talent.mos.ru. В созданном при МГУУ независимом Центре оценки претенденты проходят обязательную процедуру отбора по новой модели компетенций. Её критерии: профессионализм, управленческие навыки, ориентация на результат, коммуникативность, правосознание. Это совершенно уникальная практика, ведь раньше чиновники считались специальным персоналом, который нельзя оценивать. Было непонятно, что должен уметь чиновник, какими компетенциями он должен обладать и как оценить его успехи. Ещё одним необходимым условием работы в столичном правительстве является патриотизм: «Если ты не любишь свой город – тебе не следует становиться госслужащим».
Глава ведомства рассказала и о максимальном упрощении процедуры подачи заявок на ту или иную вакансию. Зарегистрировавшись на карьерном портале, любой желающий может подписаться на профиль интересующих его должностей, а также принять участие в конкурсе, просто отправив своё резюме. Неудивительно, что сайт пользуется большой популярностью: в день его посещают до 3000 человек, а всего на портале зарегистрировано более 22 тысяч пользователей.
Миф № 3: Чиновник – безынициативный, «процессный» человек, не готовый показывать результат.
Ещё недавно единственным мерилом успешной деятельности госслужащего был стол, на котором отсутствовали «нереализованные» бумаги. Сегодня для контроля работы глав управ районов создана целая система оценки их деятельности. Основная задача государства – предоставление услуг жителям, поэтому лучший способ проконтролировать эффективность главы управы – это спросить москвичей. На популярном портале gorod.mos.ru жители оценивают руководителей районов на основе их конкретных полномочий: благоустройство и содержание дворовых территорий; торговля и услуги; управление объектами жилищного фонда; строительство; взаимодействие с населением и органами местного самоуправления.
А при помощи проекта «Фотография рабочего дня», заимствованного из опыта бизнесменов, оценка чиновников проводится методом хронометража производственных процессов: по результатам полученных снимков формируется оптимальная структура рабочего дня сотрудника и выявляется время, потраченное впустую. «Никогда никто не стоял над чиновником с секундомером, оценивая, что он делает, – акцентирует Александра Борисовна. – Таким образом, мы смогли изменить саму структуру органов исполнительной власти, сократив число служащих на 18%, не снизив при этом качества процессов. Более того, высвободился определённый фонд оплаты труда, который позволил нам премировать людей, работающих более эффективно».
Миф № 4: Чиновник – закрытый человек, воспринимающий горожан как назойливых мух, которые мешают «работать».
«Три года назад, когда я задавала простой вопрос: «На кого вы работаете?», тот же глава управы смотрел на меня непонимающим взглядом и говорил: «На префекта, на мэра» – и никогда не произносил слово «житель», – вспоминает Александра Александрова. – Тема клиентоориентированного чиновника – та идеология, в формате которой мы существуем сегодня: жители Москвы и есть люди, на которых мы работаем. Мы будем делать всё, чтобы удовлетворить запросы горожан, чтобы сделать наш город более комфортным и удобным для жизни».
По заверению Александровой, ситуация действительно меняется, появляется понимание этой идеологии. Есть ли у чиновника такая ориентированность, готов ли он слушать жителя, может ли общаться на простом и понятном языке, готов ли быть убедительным – все эти составляющие учитываются при отборе кандидатов в столичное правительство.
Об этом же говорил Сергей Собянин в рамках ежегодного отчёта перед Мосгордумой: «Постепенно меняется и ментальность чиновников. Они всё больше ощущают себя не всесильными хозяевами жизни, а профессиональными управленцами, которых наняли для того, чтобы работать в интересах москвичей. Однако мы находимся только в начале долгой и трудной «революции» в умах, которая потребует гораздо больше времени и усилий, чем просто принятие законов».