Произведения, вошедшие в книгу прозы писателя из Белгорода Алексея Колесникова «Экспроприация» («Литературная матрица», Санкт-Петербург) объединены общим настроением – сборник, вместивший более двух десятков рассказов, оставляет впечатление не искусно сложенной мозаики, а цельного повествования. Автор поднимает темы, трогающие сердце и побуждающие задуматься о скоротечности человеческой жизни, о своём месте в мире. Ощущение, которое можно охарактеризовать фразой, встречающейся в одном из рассказов, «Мы были молоды и непобедимы», удачно переданное Алексеем Колесниковым в полных смелых идей диалогах персонажей, в описаниях беззаботной студенческой юности, соединено в книге с тонким чувством горечи по утраченному или так и не обретённому. Атмосфера яркой, оставившей дорогие сердцу воспоминания, наполненной событиями молодости соседствует в произведениях, включённых в сборник, с мотивом неустроенности человека, а точнее, целого поколения, в современных реалиях. Так, в рассказе «Самоотвод» автор прямо пишет: «Помню, как взрослые боялись нашего суицида, и в метафизическом смысле мы – первое поколение постсоветской России – его совершили: нас нет». Многие персонажи этой книги – люди молодые, хорошо помнящие собственное, ещё относительно недавнее прошлое. Они всё чаще всерьёз задумываются о смерти, неизбежной для каждого живого существа, как ни старайся – смерть не обыграешь.
Персонажу рассказа Колесникова «Жертвоприношение» предстоит заколоть свинью:
«– Ну, братан, – говоришь ты, – не обижайся. Сила в ноже. У кого нож – тот и сильнее.
– Самый первый дождь в этом году, – говорит Вадик.
Кашлянув, ты приседаешь и разом вгоняешь в плоть заточку как рапиру. Она погружается в мясо легко, только немного запинается в начале. Звериный вой, свиной вой прямо из сердца, мрачен и мучителен. Он трогает до слёз как в детстве.
Это отец показывал, как колоть свинью. Помнишь, ты всегда надеялся, что у него не получится. Что свинья прыгнет на штакет, точно кошка, и спасётся на крыше».
Очень сильное впечатление оставляет рассказ «Свитер», на наш взгляд, один из лучших в книге. В нём персонажу случается провести ночь в… собственноручно выкопанной глубокой могиле. Эту могилу герой произведения готовит для своего соседа, по его просьбе. Наутро становится известно, что сосед умер. Тему смерти автор показывает просто и буднично, будто речь идёт о чём-то естественном и обыденном. И, может быть, именно такой взгляд удивительно точно подчёркивает хрупкость и ценность земной жизни.
На мир автор Алексей Колесников смотрит прямо, слегка (а порой откровенно) цинично. Язык его прозы резок и лаконичен, образы точны и ясны, повествование отличается плотностью и конкретностью, энергичностью и динамичностью: «Я осушил стакан залпом. Поставив его на скамейку, я будто дал хук этому проклятому зною». Колоритной книгу делает использование автором характерных словечек и выражений, дополняющих образы рассказчика, персонажей (гранчак, поддакивал, травил байки и проч.). В то же время на страницах сборника есть место живым эмоциям, светлым воспоминаниям, рассказы не лишены акварельной созерцательности, сердечности, неравнодушия к окружающему миру: «Пахло травой и абрикосами», «Пейзаж осени коснулся сердца и напомнил о лучших мгновениях». Колесников наделяет своих персонажей вниманием к деталям, а сюжеты наполняет глубиной и мудростью.
Непростые отношения персонажей с близкими, в частности, с отцами, сданные экзамены, которые отмечают вином с булочками, пиво во дворе, взгляд персонажа из окна на собственный двор и его обитателей, украденный из книжного магазина роман – по той причине, что ранее «вора» не взяли туда работать, а ещё потому что продавать книги этого автора стали лишь после его смерти, обилие отсылок к литературным произведениям, музыка как маркер, позволяющий определить, кто перед тобой: свой или чужой… Кажется, бытовое, будничное, обыденное и повседневное, все те мелочи, из которых складывается многообразие жизни, обретает в рассказах Колесникова подлинную глубину. И можно с уверенностью утверждать, что его дебютная книга во многом, действительно, удалась.