Она была организована Национальным центром современной поэзии «Свой голос» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и прошла на базе пансионата «Верхневолжский».
В недельной программе обучения приняли участие 30 молодых поэтов в возрасте от 18 до 25 лет из Тверской, Ярославской и Костромской областей. Девизом школы стал слоган «Молодые – молодым!»: к категории молодёжи (возраст до 35 лет) относились не только участники семинаров, но и все их мастера-наставники, которые, несмотря на возраст, успели стать известными поэтами, членами Союза писателей России и Союза российских писателей. Обязательным условием для мастеров при этом было наличие учёной степени кандидата наук и (желательно) звания доцента. Руководил проектом санкт-петербургский поэт, секретарь Союза писателей России, доцент Роман Круглов, работу семинаров возглавляли кандидаты филологических и философских наук Ксения Аксёнова (Липецк), Константин Комаров (Екатеринбург), Илья Карамышев (Ярославль).
На открытии резиденции генеральный директор Национального центра современной поэзии «Свой голос» член Союза российских писателей Валерий Евтушенко напомнил присутствующим известную истину о том, что каждый из начинающих поэтов носит за плечами крылья, но не каждому удаётся их расправить и тем более – взлететь и парить над сердцами читателей и почитателей своего таланта:
– Мы прекрасно понимаем, что далеко не все приглашённые в резиденцию молодые авторы станут поэтами, – сказал он, – но если мы выявим среди них хотя бы одного, то сможем оценить нашу работу большим знаком плюс, так как их, поэтов, много быть не может. И наша задача – компетентным, аргументированным анализом, созидательной критикой помочь начинающим авторам почувствовать себя причастными к чудесному миру поэзии и, поверив в себя, стать хотя бы крошечной его частицей…
В первый же день работы резиденции В. Евтушенко собрал мастеров-наставников и попросил их «вложить в начинающих стихосочинителей» не только свой опыт и профессионализм, но и тактичность и душу, помня о том, что взаимодействовать им придётся с совсем юными авторами, часть из которых вообще впервые вынесет на публику свои стихи, доверит руководителям семинаров и сверстникам свои мысли и переживания.
Учреждение и организация работы литературных резиденций – давняя форма поддержки поэтов и прозаиков, доказавшая на практике свою полезность и жизнеспособность. Но участниками таких объединений могут стать уже состоявшиеся авторы, так как одним из требований литературных резиденций является наличие у соискателей опыта в сфере литературы. Как правило, для того чтобы принять участие в программе, необходимо иметь определённое количество опубликованных работ и отзывов на них профессиональных критиков. К тому же желающему попасть в резиденцию надо предоставить конкурсной комиссии практически завершённый роман, повесть, книгу рассказов или рукопись стихотворного сборника. Подразумевается, что в ходе резиденции в прекрасных бытовых условиях индивидуального творчества (отдельный гостиничный номер, питание, часы отдыха и работы – по желанию литератора) автор «отшлифует» своё произведение, доведёт рукопись практически до типографии. Именно такие литературные резиденции (по типу советских Домов творчества) в нашей стране массово организует Ассоциация Союзов писателей и издателей России (АСПИР). Есть ли в этом плане у неё конкуренты или последователи? Есть, хотя и работающие менее масштабно, но всё на тех же «классических» принципах: писатель – уединение – готовое произведение (как результат функционирования любой резиденции). Так стоит и вообще возможно ли в этой области придумать и организовать работу чего-то нового, имеющего отношение к литературе и не менее полезного, чем вышеописанная форма существования резиденций?
Команда проекта «У истока» исследовала ситуацию, проанализировала состояние дел в сфере литературного процесса и пришла к выводу, что стоит, причём устоявшееся понятие резиденции предлагается не трогать, а добавить к нему более живую и масштабную форму деятельности в виде создания «молодёжного крыла литературных резиденций». Российские писательские союзы неумолимо стареют, большинству их членов за шестьдесят (в самом многочисленном из союзов – Союзе писателей России – таких 65% , во втором по численности – Союзе российских писателей – примерно столько же). Идея, которую воплотила в жизнь команда проекта «У истока» (пока в трёх субъектах РФ, объединённых общим этнокультурным и географическим «признаком» – наличием на их территории русла великой русской реки Волги), заключалась в учреждении экспериментальной резиденции для начинающих поэтов Верхневолжья. При этом форма «классической» резиденции не претерпела революционных преобразований, а вот её содержание можно считать уникальным. И вышла эта идея «не из теории, а из практики», так как на протяжении последних пяти – десяти лет члены команды проекта (сами ещё молодые люди) постоянно взаимодействовали с молодыми же поэтами: участвовали в работе литературных объединений, вели кружки, помогали ещё более молодым и малоопытным готовить их стихотворные подборки для участия в различных конкурсах. Сегодня эти активисты готовы делиться своим опытом и накопленным мастерством с другими, решать задачи, которые не ставит перед собой ни одна из существующих литературных резиденций: выявление на местах только начинающих сочинять авторов, вовлечение их в работу резиденции, в ходе которой молодые сочинители получат необходимые знания и опыт для дальнейшего творческого развития.
В резиденцию «У истока» отбирались по творческому конкурсу молодые авторы в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты анкетирования (Центра «Свой голос» и других исследователей) показали, что именно в этом возрасте больше всего молодых парней и девушек начинают осознанно писать стихи, и в этом же возрасте, не найдя выхода свой поэтической энергии, заканчивают заниматься этим, так и не развив свой талант. Некоторым всё же удаётся «проскочить» в победители каких-то местечковых (районных, городских) конкурсов и на этом основании считать себя поэтами, но их творчество на самом деле далёко от настоящей поэзии.
Участие в конкурсах, первые публикации в местных газетах, получение призов, конечно, повышает интерес у молодых к сочинительству, является стимулом к продолжению творческой работы, но этого явно недостаточно для эффективного продвижения поэта к читателю.
А что же может помочь этому продвижению? Творческая областная ассоциация «Содружество литераторов Верхневолжья», при помощи которой которой и была учреждена Первая экспериментальная резиденция «У истока», провела своё исследование, вот его результаты:
«В 2023 году мы проводили анкетирование среди молодых литераторов, проживающих в городах и сёлах Тверской области, на предмет предпочтительности форм их обучения поэтическому мастерству. Предлагалось ответить, что наиболее продуктивно влияет на повышение их мастерства, на утверждение уверенности в собственных силах: первые публикации, участие в конкурсах, присуждение призов и премий и т.п. Абсолютное большинство ребят (85%) ответило, что начинающие поэты хотели бы принять участие в обучающих семинарах, которые проводятся опытными педагогами-наставниками, которые могут не только произвести анализ их произведений, но и в ходе всего нескольких дней живого общения дать им возможность «окончить маленький литинститут», особенно если эти мастера сами являются известными поэтами, с которых можно брать пример и к уровню мастерства которых каждый молодой сочинитель должен стремиться».
Но чем резиденция «У истока» отличается, к примеру, от двух-трёхдневных семинаров, которые постоянно проводит Союз писателей России или другие учреждения и фонды? А тем, что в эти семинары, как и в «классические» резиденции, приглашаются молодые поэты, которых отбирают по итогам анализа присланных ими рукописей практически готовых книг. В резиденцию же «У истока» приглашаются начинающие авторы из глубинки, у которых зачастую нет возможности даже просто показать свои первые сочинения опытному критику или поэту.
– Экспериментальная резиденция для молодых поэтов Верхневолжья «У Истока» задумывалась как что-то уникальное. Такой она и получилась, – сделал свой вывод по окончании занятий один из руководителей семинара Илья Карамышев. – Сейчас, когда границу поэтической молодости на разных конкурсах и обучающих семинарах поднимают до 40, 45, а где-то и до 60 лет, заявить: «Участники – до 25, мастера – до 35 лет» – действительно решительный шаг. Я выступил с лекцией «Искусство литератора в эпоху искусственного интеллекта». Опасения, что через пять лет или даже через год нейросеть за доли секунды сгенерирует стихотворение, не уступающее лучшим существующим образцам, возникают не на пустом месте. Останется ли конкурентоспособным в этой ситуации человек? Как писать так, чтобы тебя не заменил искусственный интеллект? Все эти вопросы мы разбирали детально.
– В резиденции «У Истока» мне удалось увидеть, услышать и самому сказать многое и о многом. Многому удивиться и обрадоваться. Многое узнать и понять, – говорит руководитель другого семинара Константин Комаров. – Для начала я выступил с лекцией о типичных огрехах начинающих стихотворцев, озвучив и по возможности обстоятельно прокомментировав каждый из них: штампы, неумеренный пафос, бедность рифмовки, подмену простоты примитивностью, а красоты – «красивостью». Разговор вышел далеко за пределы заявленной темы, превратившись, по существу, в размышление о сущности, предназначении и неповторимом своеобразии поэзии как способа осмысления и освоения мира смыслов. Некоторые участники, руководствуясь советами мастеров, правили стихи прямо по ходу и сами удивлялись, насколько лучше и убедительнее те начинали звучать. Принципиальным правилом семинара было обсуждение участниками стихов друг друга, важное для формирования их критической оптики. Семинары прошли в дружеской, неформальной, динамичной и светлой тональности живого творческого поиска.
– Мне выпала большая удача вести семинар поэзии в экспериментальной резиденции «У истока», – заявила Ксения Аксёнова, – с ребятами-семинаристами повезло не меньше: несмотря на разные подходы и взгляды (семинаристы нам достались «хорошие и разные» – от убеждённых фундаменталистов до дерзких экспериментаторов), авторы подборок бережно относились к творчеству друг друга и старались, по завету Пушкина, судить произведение по его собственным законам: сначала видеть художественное явление (или вообще явление), а затем – понимать, какие законы (или беззакония) лежат в основе. Особенно радостно было то, что с начинающими поэтами и стихотворцами удалось обсудить тексты по гамбургскому счëту, называя вещи своими именами, – поговорили о том, что такое пошлость, банальность, вторичность, холостые прокруты, дешёвый мелодраматизм (и откуда они берутся), почему кокетство зачастую сводит на нет исповедальность (особенно в женской лирике), почему гладкопись не переворачивает, не удивляет, не обновляет.
В заключение руководитель проекта Роман Круглов, подводя итоги резиденции, сказал:
– Мы проживаем поворотный исторический момент: есть реальная перспектива частичного вытеснения человека из области творчества нейросетями. Есть глобальный кризис культуры и опасность утраты национального культурного суверенитета, но есть и возможность возрождения русской культуры. Поэтому современным авторам, особенно молодым, важно погрузиться в литературу сущностно, а не только с точки зрения выхода к читателю и издателю. Хорошо это или плохо, но эпоха литературы как пестования авторского эго закончилась, и мои лекции были нацелены на пробуждение интереса к её сути.
Как правило, на семинарах для молодых поэтов до 35 лет выигрывают участники, приближающиеся к этому порогу. Проведение семинаров для18 –25-летних даёт шанс для творческого самоопределения тех авторов, которые по причине неопытности не могут конструктивно работать в семинарах с более зрелыми коллегами. Нового Лермонтова нам открыть не удалось, однако смысл в экспериментальной резиденции, на мой взгляд, есть – талантливая молодёжь получила возможность начать свой путь в обществе сверстников под руководством молодых профессионалов. Посмотрим, как слово наше отзовётся…
Резиденция в Тверской области завершила свою работу, но проект продолжает успешно реализовываться: уже готовится к выходу коллективный сборник стихотворений молодых авторов, презентация которого запланирована в рамках Х, юбилейного книжного фестиваля «Тверской переплёт» в октябре этого года, а в декабре всех участников ждёт итоговая встреча в Москве, в Центральном доме литераторов.
Из отзывов участников экспериментальной литературной резиденции «У истока» в соцсетях:
«Организация мероприятия была на высшем уровне – не ожидал, что это будет настолько интересно, настолько захватывающе. Лекции действительно были очень информативными, очень полезными. А к разборам стихотворений преподаватели подходили чутко, корректно и вежливо, чтобы не задеть начинающих поэтов строгой критикой. Меня тронул тот факт, что всегда сохранялась атмосфера дружного коллектива: и участники, и преподаватели общались на одной волне, не было излишнего формализма. Всё было тепло, искренне, душевно».
Андрей Макаренко, Кострома
«Как оценить плодотворность семинара? Если после него хочется творить, значит, всё было правильно. Многое было сказано лично, этим трудно делиться, «встряхнули» меня с моими текстами сильно, как надо, но я за этим и ехала. За честным, открытым диалогом-разбором. И он состоялся. Что я поняла? Важна ответственность. Отвечать за свои слова надо и в стихах. Избегать двусмысленности, пустых слов, которые просто заполняют пространство текста, или слов, которые могут быть неверно поняты. Важно задавать себе вопросы: что я хочу донести на самом деле? Чем поразил меня тот, о ком я пишу? Уважаемые наставники помогли мне прийти к тому, до чего я вряд ли дошла бы на данный момент своими силами, и найти ответы на творческие вопросы, которые меня давно волновали…»
Алиса Королёва, Тверь
«Я никогда не публиковала свои стихи, никому не читала их и… не редактировала. Я думала, что поэзия – это выплеск эмоций, который вырывается на свободу мгновенно и навсегда. Но теперь, после профессионального разбора моих сочинений, уровень которого меня поразил, мне очень захотелось всё написанное именно отредактировать. В жизни бывают встречи, которые меняют твою жизнь: твоё мышление, представление о себе, о своём творчестве. Участие в резиденции – именно такой случай!»
Анастасия Цветкова, Ярославль
«Если кто-то думает, что писать стихи – это скучно, то он, вероятно, не был в экспериментальной резиденции для начинающих поэтов «У истока». Там можно было увидеть горящие глаза, огромные амбиции и вдохновение на лицах молодых ребят. Когда находишься в таком месте, в окружении таких людей, невозможно не вдохновиться. Даже не склонный к творчеству человек здесь может стать творческим. Великая река Волга, чистый сосновый воздух и единение с природой – всё это создаёт особую атмосферу. Я тоже получил вдохновение и даже написал… песню, посвятив её проекту «Свой голос…».
Андрей Харлов, Редкино, Тверская область
Наталья Капралова, пресс-секретарь литературной резиденции «У истока»