1 июня отмечают Международный день защиты детей. Что же это за праздник? После Второй мировой войны вопрос об обездоленных детях по всему миру встал наиболее остро – увеличилось количество детей-сирот, голодающих и не имеющих постоянного крова. История возникновения праздника берёт начало с 1949 года, когда в Париже на женском конгрессе подняли вопрос о защите таких деток, и уже в следующем 1950 году 1 июня впервые был проведён праздник, посвящённый именно им. Многие страны подхватили эту традицию...
Для нашей страны это особенно актуально. Ведь в связи с демографическим кризисом защищать нужно не только уже родившихся детей, но и нерождённых, отсутствие которых может привести к такому страшному явлению, как депопуляция. Заслуженный профессор МГУ, завкафедрой социологии семьи и демографии, автор 30 монографий и учебников по демографии и социологии, 350 статей, составитель антологии мировой поэзии «Семейная лира» Анатолий Антонов вот уже не одно десятилетие озабочен этой проблемой. И сумел выразить свою тревогу убедительно не только с научной, но и с поэтической точки зрения.
Анатолий Антонов
Демографическая поэма
Все виноваты, а виновных нет.
За всё, за всех в ответе ты, поэт.
И в этом состоит твоё призванье –
Вернуть добро и дать ему названье.
Лев Озеров
Прежде всего основным условием оптимизации демографических параметров должно быть условие ликвидации возможности депопуляции, независимо от каких бы то ни было соображений, которые могут быть выдвинуты с экономической, экологической, социологической или какой-либо иной точек зрения.
Б.Ц. Урланис (1975)
1
Обратная пропорция жизни и смерти
обрастает ворохом статистических рядов.
Оборотни фактов в демографическом конверте
таят секреты всех сортов.
Секрет рождений в ощущении долга,
который каждый должен отдать –
как в море Каспийское впадает Волга,
не смея теченье повернуть вспять.
Секрет умирания в стирании грани
меж слухом нездешним и земным.
Смерть – это воздаяние дани телесной
нетленному духу вселенской весны.
Прямая связь дыханий человечьих
в тесьме семейно-родственных уз…
Жизни поток прерывен,
и вечен сменных поколений
корневой союз.
2
Век двадцать первый – самый жуткий век,
в нём тихо исчезает человек.
И набирает силу чиповый гибрид,
принявший человеческий прикид,
где жизнь упрятана в пакеты микросхем
и счастье гарантировано всем –
при ласковом касании дисплея
вас ждёт восторженных открытий Одиссея,
очарований нарциссических поток,
и жизни сладкой за витком виток…
Век двадцать первый – первый век из всех,
где человечество запало на успех
глобализации, блаженствующей
ежечасно, на дивном шаре,
раскрученном прекрасно.
3
Ода отрицательному приросту населения
Неграждане в неродине не есть
не дышат не снуют не там не здесь
не говорят не думают ни летом ни зимой
не голосят о не судьбине не земной
не знают невидимки ни о чём
ни где и не они и всё им нипочём
и не свернулись не в бараний рог навек
не старый и не молодой не человек
неграждане не люди не живут
не в женском роде не в мужском
и ничего не ждут, не верят ни во что
ни в правду ни в любовь
не в жилах не у них не закипит не кровь
не завязи нет не соитий не зачатий
неграждане неплодные исчадья
вне жизни не вне гущи нерождений
вне смерти и не средь
бессмертных и не поколений
4
Депопуляция
Ничего, ничего не останется после,
превратится всё в пыль,
в галактический прах…
Ни любви, ни страданий
в космическом поле –
даже возле пустот
не разверзнется страх.
Ничего, ничего –
ни свободы, ни воли,
ни борьбы, ни войны,
ни смертей, ни людей…
Ничего, ничего
во вселенском подоле
не завяжется вновь
в закоулках звёздных путей.
Ничего, ничего,
никакого ни рая, ни ада,
никакой суеты,
просто пусто без края и дна,
Ничего, ничего,
только тишь – дорогая награда,
ничего на весь мир, ничего –
ну, хотя бы слезинка
одна…
5
Никто из нас не выбирал
своё рождение и не терзался
– быть мне иль не быть….
За нас другими принято решение.
Нам проклинать их иль боготворить?
Нам проклинать родителей за муки,
за мир насилия, где зло и ложь?
Иль сделать так, чтоб не рождались
дети, внуки – без чести, совести
и правды молодёжь?
Зачем их обрекать на подлость лютую,
на зависть гибельную и вражду?
Не искупить любой ценой – валютою
бесчеловечную борьбу между
людьми, людскими ордами и родами,
между идеями… За что война со всеми
всех?.. Зачем сей мир,
где вся истерзана природа,
зачем и жизнь
раз жить всегда во грех?
…Но мы живём, и вопреки рассудку
от сердца всё идёт наоборот:
нам совесть вручена подспудно в ссуду –
долг правдой потаённой душу жжёт,
и честью нас одушевляет вера,
сияет в радуге добра любовь,
и красота на свете не химера –
она нам жизнью заряжает кровь.
6
Молюсь за тех детей земных,
чьё совершенство не нашло признанья,
чьё возвышенье ни на миг
не стало явью мирозданья.
Молюсь за чудный дар небес,
не воплощённый в гении вовеки,
в котором мир нуждался позарез,
кто сгинул в нерождённом человеке.
Молюсь за невидимок рой,
засвеченных на плёнке генной,
за тех в беззвёздности ночной,
кто не зачат и не взращён вселенной,
на смертную судьбу не обречён,
на страсти беспощадные не брошен,
кто не крещён, не наречён,
людской любовью не доношен…
Молюсь за всех детей земных,
чьё счастье быть не состоялось…
Молюсь за неродителей самих,
которым участь лютая досталась.
7
Ода семейному древу
О, вы живущие во мне,
во кладезе моей вселенной,
вы вне забвенья, не в огне,
вы звёзды памяти нетленной!
Во мне одном бессмертны вы,
в моём дыханье ваши души,
мой разум вас тасует в сны,
вы файлы виртуальной суши,
в морях прилунных острова –
нет, рифы всех воспоминаний,
без вас, как жухлая трава,
сгорела б жизнь на поле брани.
Без вас я червь земли, манкурт,
я вашей ангельской наполнен силой,
и не зависну я – и не умрут,
и в зазеркалье, нет, не сгинут милом
все те, чьи лики лишь во мне
венцом светились животворным,
как солнце доброе в окне,
они меня в кругу соборном
вели по краю надо всем,
что скорой гибелью прельщало…
Вы не во вне – в одной семье,
которая моим спасеньем стала…
8
Всё о политике бормочут люди, всё повторяют
грубые слова, что в этом доме радости не будет…
Всё от политики кружится голова,Георгий Адамович
о власти и деньгах пекутся люди,
а я не верю в грубые слова,
что нет в России счастья и не будет,
что навсегда навис над ней обман,
что роскошь с нищетой в обнимку,
что будто бы для большинства она
обречена остаться невидимкой…
Я знаю: жизнь – в изнеможенье дней,
и в тайне губ и рук соприкасаний,
и в беззащитном лепете детей,
в семейной фуге и святой осанне.
Для вдохновения дарован нам покой,
и нет эпох, чтоб души взять в оковы.
Будь – если хочешь быть самим собой.
Любовь и Красота – всему основы.
Не повторяй газетных мудрецов,
где всяк построчно о России судит.
У Родины семейное лицо
прекрасным было и пребудет.
Эпилог
Какими стали бы мы с вами,когда бы, не стыдясь любви,
друг друга нежными словами
обвили бы, о боже, мы!
Какими стали бы, какими,
когда б они, и я, и ты,
губами страстными сухими
перекрестили б свои рты,
когда бы в поцелуе добром
вся правда с красотой слилась,
и чтоб любовь семейная до гроба
была единственная связь!
Какими стать могли б народы,
когда бы на земле вовек
меж человеком и природой
преградой не был человек!