Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2016 г.
Искусство

Моменты красоты и счастья

06 июля 2016
Наталья РАЗИНА (пресс-служба Мариинского театра)

Концерт Чечилии Бартоли в Санкт-Петербурге


На XXIV музыкальном фестивале-марафоне «Звёзды белых ночей», проходящем на всех трёх площадках Мариинского театра (исторической сцене, Новой сцене и в Концертном зале), «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». А если позволить себе дерзость перефразировать Александра Пушкина, то применительно к фестивалю наиболее точным было бы сказать: «одна звезда сменить другую спешит». И это не преувеличение. Такого количества оперных певцов высшей пробы, как на этом фестивале, по-моему, ни в одной прежней программе «Звёзд белых ночей» ещё не приходилось слушать: Пласидо Доминго выступил в опере Верди «Симон Бокканегра» и продирижировал мариинской «Травиатой» с молодой, но уже получившей известность в Европе Ольгой Перетятько (Виолетта). Затем Анна Нетребко спела Эльзу в «Лоэнгрине» Вагнера и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса в концерте его музыки. Далее эстафету приняла Мария Гулегина, выступившая в трёх операх Верди – «Аттиле» с Ильдаром Абдразаковым, который считается лучшим басом мира, «Тоске» и «Аиде». Ольга Бородина одарила публику сольным концертом, Екатерина Семенчук блистательно исполнила партию Далилы в «Самсоне и Далиле» (Самсон – известный американский тенор Грегори Кунде). А в самый разгар фестиваля программой «Из Венеции в Петербург» порадовала слушателей Чечилия Бартоли – знаменитая итальянская меццо-сопрано, специализирующаяся на музыке барокко. Чечилия выступила с ансамблем I Barocchisti под управлением Диего Фазолиса.

В огромном зале Новой сцены, вмещающем около 2000 зрителей, яблоку негде было упасть. Во-первых, Чечилия Бартоли – редкий гость в Петербурге, а во-вторых, её пение настолько своеобразно, что вызывает интерес одной своей необычностью. Колоратурное меццо-сопрано Бартоли – очень редко встречающийся голос. Из российских певиц мирового масштаба таким голосом обладала только легендарная Зара Александровна Долуханова (1918–2007). Впрочем, о принадлежности голоса Чечилии к меццо-сопрано однозначно говорить нельзя – ведь она прекрасно исполняет и сопрановые партии: Церлину в «Дон-Жуане» Моцарта, Деспину в его же опере «Так поступают все», Норму в одноимённой опере Беллини и другие. Чечилия Бартоли родилась в Риме и первые уроки пения получила у своей матери, Сильваны Баццони, которая осталась её единственным учителем. По выражению самой певицы, она никогда не строила карьерных планов, а лишь следовала страстному желанию исполнять музыку. Международное признание Чечилия завоевала прежде всего как концертная певица, но и её появление в оперных постановках стало нередким. Ей открыты сцены великих театров: Ла Скала, Метрополитен Оперы, Ковент-Гардена и других, а с 2012 года Бартоли – художественный руководитель Зальцбургского Троицкого фестиваля.

Для своей петербургской программы певица подобрала редко звучащие арии из опер Антонио Вивальди (1678–1741), Николы Порпоры (1686–1768), а также Германа Раупаха (1728–1778), Франческо Арайи (1709–1770) и Иоганна Хассе (1699–1783), причём нотные материалы трёх последних в данном перечне имён Бартоли сама отыскала в архивах Мариинского театра. Просветительская миссия Чечилии заключалась в том, что она представила петербургской публике арии из опер, написанных немецкими и итальянскими композиторами в столице Российской империи во времена правления Анны Иоан­новны, Елизаветы Петровны и Екатерины Второй. То была эпоха, когда западные композиторы устремлялись в Россию, зная, что там их ждёт признание и самые большие гонорары в Европе.

«Всё началось много лет назад. Меня всегда интересовали итальянские композиторы, которых приглашали работать по всему миру, в том числе и в Россию. Однако выяснилось, что ноты их произведений хранятся не в Италии, а только в Петербурге. Я поехала туда, в этот великолепный город, и нашла там эти невероятные музыкальные сокровища», – рассказывает Чечилия Бартоли.

Певица выступила с коллективом музыкантов, который в программке назван ансамблем, но по количеству и составу это скорее камерный оркестр. И этим дивным оркестром дирижировал виртуозный и очень артистичный маэстро Диего Фазолис, обладающий красивой пластикой. К тому же он умудрялся во время дирижирования некоторыми произведениями ещё и играть на клавесине, тоже, кстати, виртуозно.

Чечилия Бартоли обладает совершенной техникой барочного пения и удивительно гибким голосом. Арию из оперы Вивальди «Гризельда», например, способен осилить далеко не каждый. «Итальянское чудо», пожалуй, является единственной певицей в мире, которая может спеть столько тактов на одном дыхании. При этом у неё быстрый темп исполнения, в таком темпе очень мало кто может вокализировать, если вообще есть такие. Что поразительно, этот темп не влияет ни на точность и чистоту фиоритур, ни на филигранную отделку деталей, ни на удивительно чёткую дикцию. При потрясающей колоратурной технике у Бартоли есть и глубина эмоций!

И сама Чечилия, и маэстро Фазолис, и музыканты-солисты (гобой, флейта, барочная труба) проявляли чудеса музыкальности, артистичности и тонкое чувство юмора. Публика оценила шутки и восхитилась ими, отреагировав громовыми аплодисментами.

Арию из оперы Германа Раупаха «Альцеста» на либретто, написанное Александром Сумароковым, Бартоли исполнила на русском языке, так же как и финальный бис – молодецкую песнь Геркулеса «Разверзи, пёс, гортани, лая, предвозвещай свою беду», – для которого надела белоснежную меховую шапку-папаху, а в качестве аксессуара взяла такую же бело­снежную муфту, чем в сочетании с феноменальной энергетикой и неотразимой силой обаяния привела в экстаз не только галёрку, но и чинную публику партера – слушатели повскакали со своих мест и рванули к сцене, чтобы по максимуму «напитаться» харизмой Бартоли. Такой массовой фото- и видеосессии Новая сцена ещё, наверное, не видела: несколько сотен человек стояли плечом к плечу и лихорадочно снимали Бартоли на планшеты-айфоны.

Главным в своей исполнительской деятельности Чечилия Бартоли считает возможность дарить слушателям «моменты красоты и счастья». И у неё это великолепно получается.

Тэги: Фестиваль Театр
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS