Она разместилась в Главном штабе Государственного Эрмитажа и будет работать до конца июля. Вниманию посетителей представлены полотна, находящиеся в собрании Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина.
Первая выставка импрессионистов состоялась в Париже 15 апреля 1874 года, когда даже самого слова «импрессионизм» ещё не существовало. Она была проведена «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и гравёров». Из трёх десятков художников, работы которых были представлены тогда, знаменитыми стали лишь семеро: Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и Альфред Сислей. Но именно они начали революцию в живописи: работали на пленэре, чтобы уловить игру света.
Поначалу художников-новаторов не поняли. А слово «импрессионизм» впервые использовал (в уничижительном смысле) французский критик Луи Леруа, говоря о картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Одними из первых, кто по достоинству оценил новое направление в искусстве, были русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Именно они приобрели те произведения современной французской живописи, без которых уже невозможно представить себе историю искусства ХХ века.
Среди представленных на выставке в Главном штабе полотен особый интерес вызывают эрмитажный «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне из ГМИИ им. Пушкина. Выбор этих картин не случаен, они единственные из находящихся в России работ импрессионистов, которые были на первой выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров» в 1874 году.