В Санкт-Петербурге в Музее-квартире Достоевского собрались драматурги. Задача перед ними стояла не из самых благородных. А именно – бить друг друга… Дело в том, что в России стартовал первый русский Драма-Слэм, что в буквальном переводе звучит как «Удар драмой».
Необычный этот конкурс проводился поэтапно. Вначале Рунет запестрел приглашениями принять участие в новой драматургической, можно сказать, забаве, но можно – и проверке на прочность. Пишущая публика заинтересовалась, прониклась, потянулась с текстами. Организаторы выявили десятку полуфиналистов: наряду с совсем новыми именами в этот список вошли такие широко известные в узких кругах авторы, как Игорь Шприц и Юрий Ломовцев. Итак, десять коротких пьес. Десять драматургов, которые сами распределяют роли и дают режиссёрские указания. И десять спектаклей. В отличие от широко распространившейся в последнее время практики читок или эскизных постановок здесь актёры видят текст впервые, импровизируют. На всё про всё даётся ровно десять минут и пьесу прерывают, если она не укладывается в отпущенное время. Кого казнить, кого награждать, решают зрители.
Идея организации подобного действа несколько лет тому назад родилась у австрийского актёра Вольфа Лампля. «Драма-Слэм уже проходил в Вене и Берлине. В этот раз мы решили провести его в России и не разочаровались: русская публика гораздо активнее западной. Она не только внимательно следит за действиями на сцене, но и бурно обсуждает, комментирует произведения. Например, после пьесы Алексея Большегорова возникла дискуссия насчёт мата в литературе, спорил почти весь зал, никто из присутствующих не остался равнодушным. Меня это приятно удивило. Думаю, следующий конкурс снова проведём в России», – сказал Вольф в интервью.
За два дня напряжённых состязаний определились финалисты – покойный поэт, священник Валерий Бурдин, интересы которого представлял его сын Максим, и молодой петербургский литератор Жанар Кусаинова. Стихотворная пьеса Бурдина «Агасфер, или Вечный Жид», как то следует из её заглавия, написана на сюжет знаменитой легенды, которой придан очень неожиданный, «современный» финал: две тысячи лет герой скитается по земле и призывает смерть, но когда она наконец к нему приходит (на кладбище, в наши дни, в облике женщины), он вдруг понимает, что больше всего на свете хочет жить. Второе произведение-лидер лучше всего представить словами самого автора: «Моя пьеса «Салат «Радость», три кофе и конфеты» рассказывает о том, как в мегаполисе встретились три одиноких человека: женщина, мечтающая о семье, мужчина, который тяжело болен, и его тётя».
Получилась интересная и весьма красноречивая ситуация, когда в финале на сцене столкнулись две совершенно разные темы и формы. Два мира, две образные системы: о вечном и о бытовом, поэзия и проза.
Финальный «бой» прошёл в несколько раундов. Кусаинова читала короткие пьесы на довольно-таки избитые темы, анекдоты собственного производства. В ответ звучали духовные стихи. В том, что победила в итоге вездесущая бытовуха, нет, наверное, ничего удивительного. Впрочем, взяла Жанар публику не только простотой юмора и незамысловатостью репертуара, но и напором, эмоциями, что называется, спортивным характером. По окончании первого раунда, когда прозвучал гонг и актёры не уложились в отпущенные 10 минут, Кусаинова выбежала на сцену и со слезами на глазах дочитывала свою пьесу. Наградой тому стал главный приз – объёмная бутыль полынной водки плюс небольшая денежная сумма.
Что же вообще ожидалось от Драма-Слэма? И насколько эти ожидания оправдались первым турниром «бьющих» драматургов. Вот как отвечает на эти вопросы один из главных организаторов акции Станислав Шуляк: «Положение современной драмы очень плохое, она не востребована. Драматурги пишут сегодня, а поставят их произведения, может быть, через сто лет. И Драма-Слэм может это положение исправить. Думаю, что у конкурса есть будущее, потому что у него крайне удобная форма: за два дня зрители могут посмотреть десять пьес, составить своё мнение о современной драматургии и даже выбрать победителя. Думаю, со временем Драма-Слэм станет популярным и будет проводиться в России так же часто, как в Вене».
Первый русский Драма-Слэм и впрямь прошёл удачно. В числе зрителей были не только лица заинтересованные, но и немало людей, профессионально с драматургией и театром не связанных. Они приходили каждый день и даже участвовали в обсуждении произведений. Многие признавались, что получили огромное удовольствие от игры актёров. Действительно, Владимир Фунтусов, Елена Соболева, Александр Куликов и Анна Екатерининская сумели показать себя в достаточно стрессовых условиях с самой превосходной стороны. Порой никак не верилось, что эти тексты они видят в первый раз. Что же до отсутствия жюри специалистов, в такой установке, безусловно, есть свои минусы: ведь широкая публика, скорее всего, всегда проголосует за то, что полегче и посмешнее.
Но невзирая на отдельные шероховатости первого шага, на низкий уровень некоторых пьес, на неадекватную реакцию некоторых зрителей, на слёзы и откровенную «показуху» некоторых участников Слэма, мероприятие удалось. И судя по переаншлагу, царившему в зале все три дня, по бурной полемике, происходившей между зрителями, за первым русским Драма-Слэмом обязательно последуют и второй, и третий.
, САНКТ- ПЕТЕРБУРГ–МОСКВА