Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Монологический хук и апперкот диалогом

01 января 2007

АКЦИЯ

Рождение спектакля. Актёры Елена Соболева и Владимир ФунтусовВ Санкт-Петербурге в Музее-квартире Достоевского собрались драматурги. Задача перед ними стояла не из самых благородных. А именно – бить друг друга… Дело в том, что в России стартовал первый русский Драма-Слэм, что в буквальном переводе звучит как «Удар драмой».

Необычный этот конкурс проводился поэтапно. Вначале Рунет запестрел приглашениями принять участие в новой драматургической, можно сказать, забаве, но можно – и проверке на прочность. Пишущая публика заинтересовалась, прониклась, потянулась с текстами. Организаторы выявили десятку полуфиналистов: наряду с совсем новыми именами в этот список вошли такие широко известные в узких кругах авторы, как Игорь Шприц и Юрий Ломовцев. Итак, десять коротких пьес. Десять драматургов, которые сами распределяют роли и дают режиссёрские указания. И десять спектаклей. В отличие от широко распространившейся в последнее время практики читок или эскизных постановок здесь актёры видят текст впервые, импровизируют. На всё про всё даётся ровно десять минут и пьесу прерывают, если она не укладывается в отпущенное время. Кого казнить, кого награждать, решают зрители. 

Идея организации подобного действа несколько лет тому назад родилась у австрийского актёра Вольфа Лампля. «Драма-Слэм уже проходил в Вене и Берлине. В этот раз мы решили провести его в России и не разочаровались: русская публика гораздо активнее западной. Она не только внимательно следит за действиями на сцене, но и бурно обсуждает, комментирует произведения. Например, после пьесы Алексея Большегорова возникла дискуссия насчёт мата в литературе, спорил почти весь зал, никто из присутствующих не остался равнодушным. Меня это приятно удивило. Думаю, следующий конкурс снова проведём в России», – сказал Вольф в интервью. 

За два дня напряжённых состязаний определились финалисты – покойный поэт, священник Валерий Бурдин, интересы которого представлял его сын Максим, и молодой петербургский литератор Жанар Кусаинова. Стихотворная пьеса Бурдина «Агасфер, или Вечный Жид», как то следует из её заглавия, написана на сюжет знаменитой легенды, которой придан очень неожиданный, «современный» финал: две тысячи лет герой скитается по земле и призывает смерть, но когда она наконец к нему приходит (на кладбище, в наши дни, в облике женщины), он вдруг понимает, что больше всего на свете хочет жить. Второе произведение-лидер лучше всего представить словами самого автора: «Моя пьеса «Салат «Радость», три кофе и конфеты» рассказывает о том, как в мегаполисе встретились три одиноких человека: женщина, мечтающая о семье, мужчина, который тяжело болен, и его тётя». 

Получилась интересная и весьма красноречивая ситуация, когда в финале на сцене столкнулись две совершенно разные темы и формы. Два мира, две образные системы: о вечном и о бытовом, поэзия и проза. 

Финальный «бой» прошёл в несколько раундов. Кусаинова читала короткие пьесы на довольно-таки избитые темы, анекдоты собственного производства. В ответ звучали духовные стихи. В том, что победила в итоге вездесущая бытовуха, нет, наверное, ничего удивительного. Впрочем, взяла Жанар публику не только простотой юмора и незамысловатостью репертуара, но и напором, эмоциями, что называется, спортивным характером. По окончании первого раунда, когда прозвучал гонг и актёры не уложились в отпущенные 10 минут, Кусаинова выбежала на сцену и со слезами на глазах дочитывала свою пьесу. Наградой тому стал главный приз – объёмная бутыль полынной водки плюс небольшая денежная сумма. 

Что же вообще ожидалось от Драма-Слэма? И насколько эти ожидания оправдались первым турниром «бьющих» драматургов. Вот как отвечает на эти вопросы один из главных организаторов акции Станислав Шуляк: «Положение современной драмы очень плохое, она не востребована. Драматурги пишут сегодня, а поставят их произведения, может быть, через сто лет. И Драма-Слэм может это положение исправить. Думаю, что у конкурса есть будущее, потому что у него крайне удобная форма: за два дня зрители могут посмотреть десять пьес, составить своё мнение о современной драматургии и даже выбрать победителя. Думаю, со временем Драма-Слэм станет популярным и будет проводиться в России так же часто, как в Вене». 

Первый русский Драма-Слэм и впрямь прошёл удачно. В числе зрителей были не только лица заинтересованные, но и немало людей, профессионально с драматургией и театром не связанных. Они приходили каждый день и даже участвовали в обсуждении произведений. Многие признавались, что получили огромное удовольствие от игры актёров. Действительно, Владимир Фунтусов, Елена Соболева, Александр Куликов и Анна Екатерининская сумели показать себя в достаточно стрессовых условиях с самой превосходной стороны. Порой никак не верилось, что эти тексты они видят в первый раз. Что же до отсутствия жюри специалистов, в такой установке, безусловно, есть свои минусы: ведь широкая публика, скорее всего, всегда проголосует за то, что полегче и посмешнее. 

Но невзирая на отдельные шероховатости первого шага, на низкий уровень некоторых пьес, на неадекватную реакцию некоторых зрителей, на слёзы и откровенную «показуху» некоторых участников Слэма, мероприятие удалось. И судя по переаншлагу, царившему в зале все три дня, по бурной полемике, происходившей между зрителями, за первым русским Драма-Слэмом обязательно последуют и второй, и третий. 

Висола СУЛТАНОВА, САНКТ- ПЕТЕРБУРГ–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Висола Султанова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS