Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2025 г.
  4. № 16 (6980) (23.04.2025)
Телеведение Литературный резерв

Монструозный блокбастер

На экранах лента об эпическом противостоянии русских моряков и легендарного моллюска

24 апреля 2025
Исполнители главных ролей – Александр Петров, Виктор Добронравов, Алексей Гуськов и Диана Пожарская

Никита Маргаев

О чём свидетельствует появление такого фильма, как «Кракен»: о том, что отечественная фантастика поднимается со дна, или о том, что само дно поднимается? Новая работа Николая Лебедева («Экипаж», «Легенда № 17») по сценарию Алексея Сидорова («Бригада», «Т-34») была обречена оказаться в центре внимания – оба этих автора принадлежат к числу тех, кто двигает нашу индустрию вперёд.

Российский зритель изголодался по хорошему массовому кино, но его продолжают кормить одними сказками и спортивными драмами. Не говоря о ёлочной и богатырской эпопеях. «Кракен» мог бы разнообразить этот рацион фантастикой, но уплыл не в ту сторону.

По сюжету российская субмарина «Атаман Ермак» со сверхсекретным оружием на борту пропадает при загадочных обстоятельствах. На её поиски отправляют подлодку «Заполярье», экипаж которой возглавляет Виктор Воронин (Александр Петров), брат капитана потерянного судна (Виктор Добронравов). В арктических водах моряки сталкиваются с чудовищем исполинских размеров и быстро понимают, что противостоять ему они не в силах. Фильм Лебедева – это грандиозный по амбициям заход на территорию жанра «монстр-муви». На Западе эта ниша пестрит проектами разной степени безмозглости и развлекательности. Существуют и серьёзные картины, но бестолковой ахинеи, где Джейсон Стэтхем сражается с доисторическими акулами, а Кинг-Конг с Годзиллой, кратно больше. Однако есть у этих аттракционов одно преимущество перед «Кракеном»: их создатели в курсе того, какую чушь производят на свет, а потому отрываются как могут. Добавляя в ленту юмор и абсурдные сцены вроде удаления кариеса у громадной обезьяны, они тем самым уходят от диссонанса, который непременно будет возникать во время просмотра. Подобные фильмы кишат таким количеством условностей и допущений, что уже проще будет отказаться от любых потуг в сторону реализма.

Как вы понимаете, в российском блокбастере этот диссонанс наличествует. Происходящее на экране, мягко скажем, нелепо, но тональность у истории – пафоснее некуда. Конечно, глупо вменять Лебедеву и Сидорову претензию про соотношение габаритов осьминога и гравитацию Земли: это специфика жанра, на которую можно и нужно закрыть глаза. Хотя очень интересно, чем вообще питается это чудо-юдо и на кой оно с незапамятных времён тащит в своё логово корабли? Продюсер картины Леонид Верещагин говорил, что на одном из уровней история затронет взаимоотношения человека и природы, где «главным оружием является интеллект и осознание себя частью мироздания». Жалко, что сей любопытный лавкрафтовский мотив не нашёл никакого отражения в фильме. Здешний Кракен – это не древнее божество, как Ктулху, или неизвестный науке вид, а просто кусок компьютерной графики. К тому же в полный рост он мелькнёт лишь на пару мгновений, а большую часть фильма будет только вилять щупальцами. Проблема ещё в том, что зрелищной и уж тем более красочной ленту назвать не получится. Правда, всё же одна хорошая сцена в «Кракене» имеется. В ней злая осьминожка разносит в щепки норвежскую нефтяную платформу, и выглядит это действо на уровне пролога из «Тихоокеанского рубежа».

Сценарная блёклость распространилась и на особей человеческого вида. Актёры пытаются выдать что-то драматическое, но убедительным кажется только Алексей Гуськов в роли пожилого контр-адмирала, не готового смириться с назначением юнца. Остальные, увы, теряются на его фоне или переигрывают. Впрочем, это проблема не самих исполнителей, а тех, кто придумал этих ничуть не оригинальных персонажей. К слову, изначальная идея, появившаяся в высоких кабинетах студии «ТриТэ», отличается от того, что получилось на выходе. Предполагалось, что события будут разворачиваться во времена холодной войны между США и СССР и противоборствующим сторонам придётся объединить усилия, чтобы победить общего врага.

Тот же «Кракен» объективно не самый худший фильм. Постсоветская фантастика порой принимала и куда более отталкивающие формы. Тем не менее в рамках декларируемого жанра работа смотрится довольно невзрачно. С другой стороны, сухим корабль бывает только на берегу, и подобные картины имеют право на существование, пускай и в качестве пробы пера.

Другое мнение в статье: "Незакрытый гештальт"

Тэги: Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Пушкин в стиле рэп

    02.03.2025
  • «Здравствуй, племя…»

    02.03.2025
  • Писатель в г…лянце

    22.01.2025
  • Виски, секс и немного литературы

    22.01.2025
  • Сквер или храм?

    35 голосов
  • Тайные виды на гору Фудзи.

    27 голосов
  • Отечественный интернет в опасности?

    18 голосов
  • Два мнения

    17 голосов
  • Герой майдана

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS