Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2025 г.
  4. № 44 (7008) (05.11.2025)
Телеведение Литературный резерв

Монументальная элегия

В российский прокат вышел «Лермонтов», открывавший в этом году кинофестиваль «Маяк»

06 ноября 2025
В роли Лермонтова Илья Озолин

Никита Маргаев

Бакур Бакурадзе – это самый тихий режиссёр из всей когорты «новых тихих». Он снимает кино, которое при всей своей сдержанности и деликатности берёт за живое, а подчас и эмоционально опустошает зрителя.

В центре сюжета его фильмов непременно оказываются «маленькие люди», которые, впрочем, не всегда вызывают безусловную симпатию. Фигура великого русского поэта поначалу может показаться несколько выбивающейся из общего ряда, где есть вор-карманник («Шультес») и фермер («Охотник»), но если присмотреться повнимательнее, то можно всё-таки обнаружить нечто общее между Михаилом Юрьевичем и героями предыдущих картин Бакура. Все они неприкаянные и сиротливые души, отрешённые от мира и не принадлежащие ему.

Сразу стоит оговориться, что «Лермонтов» – это лишь номинально кино о Лермонтове. Более того, его самого здесь показывают не то чтобы очень часто. Лента представляет собой неспешный пересказ последнего дня из жизни литератора в канун его роковой дуэли с Мартыновым. Поэтому не вполне корректно ставить новую картину в один ряд с классикой Гендельштейна и академической драмой Бурляева. Это не стандартный байопик, где вас услужливо познакомят с основными персоналиями и дадут о каждом краткую биографическую справку. Напротив, зрителям предлагают лишь понаблюдать за ними в качестве беспристрастного призрачного скитальца. Герои, а стало быть, и актёры в фильме Бакурадзе по обыкновению не стеснены рамками кадра, монтажными склейками и правилами драматургии. Режиссёр позволяет им вольготно разгуливать по экранному пространству, выходить за его пределы, подолгу молчать или даже спать, словно те – настоящие живые люди, которые существуют не только в те моменты, когда их снимает камера. Впрочем, и сама камера здесь живёт своей жизнью: совершает круговые движения, фиксирует едва заметные детали, вторгается в интимное пространство героев с навязчивой тактильностью или же, наоборот, отступает в созерцательных паузах. Операторская работа под стать настроению лишена какого-либо надрыва или энергии, отчего всё происходящее на экране начинает напоминать глубокий безмятежный сон, финал которого известен каждому ещё со школьной скамьи.

Мартынов (Евгений Романцов и Екатерина (Вера Енглалычева)

Лермонтов в исполнении талантливого стендап-комика Ильи Озолина выглядит обречённым уже с первых минут хронометража. Поскольку мы не обладаем достаточным количеством информации о характере и внешности Михаила Юрьевича (прижизненные портреты не позволяют достоверно воссоздать истинный облик поэта), трудно судить о том, хорошо ли актёр подходит для этой роли. Тем не менее его природная органика и вкрадчивый, даже несколько отталкивающий тембр голоса идеально гармонируют с его образом в фильме Бакурадзе. Сыгранный им Лермонтов – это нелюдимый, грустный и острый на язык интроверт, который не шибко печётся о чувствах окружающих, но и сам пребывает в глубоком кризисе. В один момент он ударяется в пространные рассуждения о том, что и через 200 лет ничего в стране и мире толком не изменится, и сей пассаж – отнюдь не политическое заявление, которое Бакур вложил в уста протагониста. Сегодня, прямо как и в первой половине XIX века, всё ещё могут спросить за слова. В этом ключе идея взять на роль саркастичного гения, поплатившегося за скабрёзные шутки, современного юмориста представляется достаточно смелым и наряду с этим единственно верным кастинговым решением. 

Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Архип Куинджи: свет души человеческой

    05.11.2025
  • Жить осенью

    05.11.2025
  • Слияние многих рек

    05.11.2025
  • Что-то кончилось

    05.11.2025
  • Старая искренность в новых реалиях

    01.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS