Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Культура Телеведение

Морок «авторского кино»

В прокате «Наводнение» Ивана Твердовского

24 апреля 2023
Кадр из фильма «Наводнение»

Пошёл смотреть фильм из-за названия. Оно отсылает к первоисточнику – мистическому рассказу русского писателя Евгения Замятина. Ему завидовал Булгаков, так как его советское правительство отпустило во Францию, а Булгакова нет. Правда, Замятин по приезде в Париж вскоре внезапно умер.

Режиссёра Ивана И. Твердовского теперь тоже не отпустят с фильмом во Францию, потому что российскому кино в западных фестивалях теперь отказано – санкции. Пусть оно хоть трижды авторское, четырежды прозападное и стопроцентно удовлетворяет оскаровским стандартам (кстати, фильм Твердовского, в отличие от рассказа Замятина, удовлетворяет). Кино, сделанное в России, тем более если оно не откровенно антироссийское, Западу ныне не нужно. «Правильные» режиссёры, как, например, творец «Дылды» Кантемир Балагов, давно покинули Россию и под руководством иноагента Роднянского беспощадно изобличают её. А те, кто остался, уже не нужны.

Но о фильме, раз уж его демонстрируют в наших кинотеатрах, – впечатления мутные, как вода в бассейне, где плавают герои. Вместо знаменитого ленинградского наводнения 1924 года, которое в основе сюжета первоисточника, в фильме спортивные заплывы нашего времени. Непонятно, зачем Твердовскому было брать замятинский сюжет, если он с одной стороны так серьёзно его оскопил, с другой – «обогатил» до неузнаваемости.

У Замятина – история женского психоза, преступление и наказание. Героиня никак не могла родить, в семью взяли девчонку-сироту, и муж стал с ней сожительствовать. Жена терпела, терпела да и зарубила её топором, улики скрыла. А потом вдруг привалило счастье: она всё-таки забеременела. Вроде живи и радуйся, но нет. В послеродовой горячке она призналась в совершённом преступлении.

У Твердовского забитая женщина эпохи нэпа превратилась в тренера по плаванию – современную волевую тётку; детей у неё тоже нет, взяла в семью и устроила в женскую команду свою племянницу-сироту. Муж здесь совсем не главный герой, однако сироту время от времени пользует, а после того как находит её в ванной мёртвой, оттаскивает труп и… вешает его, чтобы было похоже на самоубийство.

Все они живут в молодёжном спортивном центре. Племянница – немая. В неё влюблён один из юных пловцов. Коллектив спортсменов (особенно пловчих) здесь отвратительный, злобный, развратный. Несчастную немую травят, а влюблённый парень её защищает, но он тоже не ангел, очень хочет с ней переспать и силой добивается своего. Это её страшно обижает. У тёти же, согласно оскаровским стандартам, отношения с врачихой команды. Они подбрасывают племяннице допинг, чтобы выгнать её из команды, но подлог не удался, пришлось её задушить, когда несчастная изнасилованная девушка в ванной выплакивала своё горе... Вот такие новые вводные. Зрелище муторное: и тётку (Анна Слю), и племянницу (Софья Шидловская) жалко. Но больше жалко себя – почему я должен смотреть, как все друг друга здесь ненавидят? Каким открытием меня хотели одарить создатели фильма? Что люди подвержены подлым страстям, что они злые и эгоистичные, что всё светлое непременно будет попрано?

Здесь запоздалое полупризнание героини смотрится не как явка с повинной и освобождение от непосильного груза страшного греха, как у Замятина, а просто результат психоза – она как будто проговаривается в припадке.

Добавим, в фильме совсем нет юмора. Жизни нет. Все тупо серьёзны.

Вы обратили внимание, что все «авторские» режиссёры, любимцы западных фестивалей, лишены чувства юмора? Сокуров, Звягинцев, Балагов и другие так убийственно серьёзны, а уж самоирония там и не ночевала.

Судьба так называемого авторского кино – вымороченного, унылого, сделанного не для своего зрителя, а для западных фестивалей – плачевна. Настоящими лидерами этого направления, которое долгие годы главенствовало в российском кинематографе, были продюсеры типа упомянутого иноагента. Они продвигали кино о страшной России, которая, конечно, уже умерла или при смерти, раны её гноятся, а нам показывают вынутых из язв червей.

К сожалению, многие талантливые режиссёры на это повелись и культивировали в себе эти червивые темы и разрабатывали сюжеты-аттракционы небывалой мерзости.

Спасибо за санкции. Теперь спадёт, надеюсь, морок «авторского кино». Кстати, термин вычурный, как кино может быть не авторским? Все фильмы авторские, только одни талантливые, а другие не очень.

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS