Улица Спиридоновка – одна из тех, где так и веет старой Москвой. Тут очень приятно прогуливаться, особенно в выходные, когда практически нет машин.
Название улицы происходит от церкви Святителя Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте (она стояла на месте нынешнего дома №24/1). Сама же местность известна с XIV века как удобное урочище для выпаса коз, и, например, итальянский учёный-гуманист Паоло Джовио, епископ Ночерский, составивший в 1525 году описание Московии, отмечал: «В прилежащих к городу полях водится невероятное количество диких коз и зайцев». Козы, к слову, были вполне себе домашними, но москвичи держали их почти без присмотра, оттого животные и производили на иностранцев впечатление диких.
Спиридон Тримифунтский считается покровителем пастухов, скотоводства и сельского хозяйства в целом, и именно поэтому здесь и соорудили храм этому святому.
В конце XVI столетия урочище было пожаловано патриарху и получило ещё более удивительное современному уху наименование: Патриаршая Козья слобода. Примерно тогда же для осушения местности и разведения рыбы выкопали пруды, один из которых под именем Патриаршего сохранился до нашего времени. А при Петре I слободу ликвидировали, коз уже не было, огородов тоже, болота осушили, и древнее название Козье болото постепенно трансформировалось в Козиху. Спиридоновка же, длина которой составляет менее километра, постепенно преобразилась: обстроилась домами, потом роскошными особняками.
Главное украшение улицы – здание под № 17, особняк Зинаиды Морозовой, считающийся шедевром раннего московского модерна (1890-е годы). Однако первые сведения о доме под этим адресом восходят ещё к середине XVIII века. Территория участка была тогда обширнее и принадлежала тайному советнику И.Г. Воронцову.
В 1812-м все здешние постройки и прилегающие территории сильно пострадали от пожара, и позднее их приобрёл поэт и государственный деятель И.И. Дмитриев. В выстроенной им заново усадьбе несколько раз гостили А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Впоследствии владельцем усадьбы становится Н.Т. Аксаков, брат знаменитого писателя и театрального критика С.Т. Аксакова. Дом стал местом встреч культурных и общественных деятелей, здесь проходили собрания славянофилов. Постепенно хозяин распродавал неиспользуемые участки, и в 1893 году оставшуюся часть владений выкупила Зинаида Григорьевна Морозова, супруга мецената и промышленника Саввы Тимофеевича Морозова.
Аванзал морозовского дворца
В своё время их любовь наделала много шуму в купеческой Москве. Восемнадцатилетняя Зинаида, жена Сергея Викуловича Морозова, прямо на собственном венчании встретила его двоюродного дядю, Савву. Страсть вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев (обе семьи принадлежали к старообрядческому толку) и предложил Зинаиде выйти за него замуж. Родственники и всё купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Но, несмотря ни на что, влюблённые вступили в брак и прожили вместе семнадцать лет.
Особняк на Спиридоновке стал одной из первых крупных самостоятельных работ архитектора Фёдора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембриджском университете, считался известным англоманом и поэтому выбрал последний стиль.
Новое сооружение поставили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с флигелем, где разместились все подсобные службы.
Строгие геометрические объёмы особняка создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещён в правом торце. Левая – более приватная – часть выходит в небольшой сад.
С довольно аскетичным видом фасадов контрастируют парадные интерьеры, воссоздающие романтическую атмосферу рыцарского Средневековья. Впрочем, есть и ренессансные, рокайльные, ампирные залы. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на фабрике П.А. Шмита, шурина первого мужа Зинаиды Григорьевны.
А над убранством помещений трудился художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшал торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Михаил Александрович поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол». Также художником написаны были аллегорические панно для Малой гостиной.
Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года, однако семейное счастье царило в нём недолго. В 1898-м Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра, где встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное спокойствие. Андреева, правда, не скрывала: Морозов для неё – лишь друг, покровитель, но никак не мужчина мечты.
Через некоторое время актриса увлеклась Максимом Горьким и дала Савве отставку. Он решил вернуться в семью, и Зинаида Григорьевна пошла ему навстречу. Но прежние доверие и теплота в отношениях так и не вернулись.
Через три года, в 1905-м, тело Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записка с просьбой никого не винить. Но Зинаида так и не поверила в самоубийство мужа. Спустя некоторое время она вышла замуж в третий раз – за московского градоначальника генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не даёт ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка и перемещаются предметы на столе.
Рябушинский переехал на Спиридоновку со своей красавицей-женой, дочерью и великолепной коллекцией полотен русских и европейских живописцев. Новый владелец не стал ничего переделывать, только заказал в 1912 году художнику К.Ф. Богаевскому три панно для Рояльной гостиной.
Октябрьская революция лишила дом и этих хозяев. После национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сиротбеженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина.
Наконец, в 1929-м особняк был передан в хозяйственное ведение Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК при МИД России), и спустя ещё десятилетие здесь открылся Дом приёмов иностранных делегаций. Стены эти неоднократно становились свидетелями встреч первых лиц государства, подписаний важных деклараций и соглашений.
С 1973 по 1987 год по распоряжению министра иностранных дел СССР А.А. Громыко в здании проходила масштабная реконструкция исторических интерьеров.
Серьёзнейшим испытанием для творения Ф.А. Шехтеля стал пожар, случившийся 4 августа 1995 года, когда пламя уничтожило 70% внутреннего убранства, а сильнее всего пострадали аванзал и парадная лестница, были утеряны работы Врубеля и Богаевского. В кратчайшие сроки особняк ГлавУпДК удалось восстановить по сохранившимся шехтелевским чертежам.
В настоящее время морозовское «палаццо» находится в ведении ГлавУпДК. Предприятие предпринимает максимум усилий по сохранению его исторического облика, регулярно проводя в нём комплексные ремонтно-реставрационные работы. В самом же здании по-прежнему располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел Российской Федерации, сохраняя за морозовским «палаццо» статус центра политической и общественной жизни.