Проходя однажды по набережной Порт-Луи (Маврикий), я услышал, как кто-то из стоявших у парапета мужчин выругался по-русски.
– Откуда, мужики? – спросил я.
Оказалось, экипаж катамарана «Летящий кот» из Новороссийска, стоявшего с разбитыми иллюминаторами у причала. Стёкла разбило штормом при переходе через океан. Болгарин, купивший судно в хаосе ельцинской приватизации, обанкротился и зарплату не платит, радужные перспективы перевозки пассажиров между островами местного архипелага оказались блефом.
Я посоветовал им обратиться в Международную федерацию работников транспорта (МФТ), которая поможет нанять адвоката, продать катамаран и из вырученных денег оплатить труд моряков. Такая процедура уже осуществлялась в отношении судовладельцев бывших социалистических стран. Но мужики сказали мне:
– Жаль болгарина. Хороший парень. Может, всё ещё наладится…
Вот так решили по русскому обычаю ждать у моря благих вестей.
Не помню, какой флаг развевался над катамараном – кипрский, мальтийский или, может быть, Тринидада и Тобаго. Но, во всяком случае, не российский, хотя все моряки на нём были гражданами РФ.
В настоящее время под так называемыми удобными флагами (удобными для судовладельца, который, зарегистрировав своё судно за границей, избегает высоких российских налогов и сборов), по данным Международной федерации судовладельцев, плавают 56 тысяч россиян и 65 тысяч украинцев, а также индийцы – 80 тысяч, филиппинцы с китайцами – по 120 тысяч и многие другие.
Войну этому флагу объявила МФТ, которая установила свой, всё время повышающийся стандарт оплаты труда для моряков. В настоящее время он составляет 1675 долларов в месяц для матроса 1 класса. Если судовладелец отказывается платить такие деньги, он попадает в чёрный список МФТ и его судам угрожает бойкот со стороны входящих в МФТ профсоюзов в большинстве крупных портов мира. Помимо этого судовладельцы вынуждены выплачивать большую дань в пользу самой МФТ, которая затем частично идёт на улучшение обслуживания моряков.
Меня пригласили в Порт-Луи, чтобы я рассказал участникам семинара из стран Восточной Африки о социально-бытовом обслуживании моряков в странах СНГ и Балтии.
Ко мне подошёл заместитель министра транспорта Мадагаскара и сказал, что пять лет учился в Одессе и это было лучшее время в его жизни. Особенно запомнился ему одесский интерклуб моряков.
В те годы в портах СССР действительно работали интерклубы, действовали дома и дворцы культуры моряков, базы отдыха, библиотеки, стадионы...
– Одесский интерклуб работает? – спросил меня мадагаскарец.
Увы, я должен был ответить ему, что в нём теперь разместилось казино. Не только в Одессе, но и почти во всех портах бывшего СССР от существовавшей морской культурной инфраструктуры почти ничего не осталось. Что-то было приватизировано и превратилось в частные лавочки, что-то захвачено криминалом и уничтожено. Так, выгорел дотла великолепный интерклуб в Санкт-Петербурге.
Чтобы у слушателей не сложилось впечатления, что в нынешней России всё вообще пошло прахом, я рассказал африканцам о переменах к лучшему. Если раньше у моряков зарплата по мировым стандартам была мизерной, то теперь она значительно повысилась. Если в советские времена в иностранных портах наших моряков отпускали на берег только «тройками» и только до захода солнца, причём «не рекомендовали» заходить в зарубежные религиозные морские клубы, то теперь все эти ограничения сняты.
После 90-х годов, когда провалилась так называемая программа возрождения Российского флота и сам флот оказался на грани исчезновения, дела пошли... Недавно создан Российский международный реестр судов. Поскольку владельцу, зарегистрировавшему в нём своё судно, предоставляются некоторые льготы, стало расти число судов, поднимающих на корме не чужой, а свой, российский флаг. Всего же за последние годы Российский флот вырос до 1154 судов. К счастью, не послушались западных экспертов, которые в начале 90-х подсказывали нам, что экономически более целесообразно не иметь собственный флот, а фрахтовать иностранный...
Но хорошего, как говорится, помаленьку.
11 ноября 2007 года в Керченском проливе погибло много моряков, потонули старые суда под разными флагами. Сейчас в основном гибнут суда под флагами Монголии, Кампучии, но на самом деле это все бывшие наши суда, уже давно негодные для плавания.
В самой структуре руководства морской отраслью заложена неспособность к эффективному управлению. Огромная Россия скопировала структуру маленьких стран. За социальную составляющую морского судоходства в министерстве конкретно никто не отвечает. А ко многим морякам Минтранс и вовсе не имеет никакого отношения.
Наверное, читатели «ЛГ» удивятся, узнав, что моряки нашего парусного флота, так же как и океанских судов, добывающих и перевозящих рыбу, находятся в ведении Министерства сельского хозяйства. Знаете, какова зарплата матроса на парусном барке «Крузенштерн»? 2200 рублей в месяц плюс командировочные в размере 8 долларов в сутки, если судно в загранрейсе. Можно ли существовать на такую зарплату?
Россия унаследовала от СССР крупнейшие в мире парусные суда. Это не только лучшая школа для курсантов – будущих моряков. Это и источник больших доходов – на Западе бум экологического парусного туризма, верфи полны строющимися клиперами. У нас же детально обоснованный проект реформирования Российского парусного флота и превращения его в прибыльную отрасль, составленный капитаном парусного судна Сергеем Туниковым, давно томится в портфелях чиновников.
Не так давно, выйдя в рейс Мурманск–Дудинка на судне «Иван Папанин», я убедился, что, несмотря на его современное навигационное оборудование, моряки в плавании устают всё больше и больше. Они жалуются на коррупцию береговых чиновников, обилие всевозможных проверок, бюрократию – необходимо «списывать» даже бумажные салфетки, чего и в советское время не было. Штурманы занимаются больше бумажной волокитой, чем своим штурманским делом.
Перед нашим приходом в Дудинку сгорел местный ресторан, и больших перспектив развлечься на берегу у моряков не было.
Ни здесь, ни в десятках других российских портов у моряков сегодня нет своих клубов. Причина – равнодушие властей и бизнеса. Все на словах соглашаются с тем, что моряков разных национальностей надо радушно принимать в портах страны – это способствует повышению имиджа и порта, и самой страны. А ведь наличие морских клубов в портах способствует снижению риска всевозможных катастроф, включая разливы нефти в портовой акватории. От моряка, который не отдохнул на берегу, можно ждать чего угодно.
Однако кроме зарубежной организации (МФТ) да ещё российских морских профсоюзов никто и копейки не выделил на заботу о моряках в наших портах.
Морские страны Запада понимают, что океан – это не только источник экологического благополучия планеты, но и кормушка человечества – с его обилием пищевых, минеральных и энергетических ресурсов. Но ясно они осознают и значение высокоразвитого национального морского судоходства для своих стран и потому считают заботу о своих моряках общенациональным делом.
В Нью-Йорке на гала-приёме в Шератон-отеле я наблюдал, как чествовали моряков, руководителей представляющих их профсоюзов, судовладельцев, портовых капелланов, спонсоров социальных заведений для моряков и членов их семей, морских ветеранов. Были и вынос знамени США с эскортом морских пехотинцев, и пение гимна, и всеобщая молитва за тружеников моря, и фанфары двух оркестров. Тут же присуждали ежегодный титул «Адмирала всех океанов» представителям морского бизнеса и морских профсоюзов.
Объединённая служба моряков США заботится о своих соотечественниках-мореходах не только в национальных портах, но и в Касабланке, Йокогаме, Неаполе, других гаванях мира. Американская библиотечная ассоциация торгового флота снабжает моряков литературой непрерывно с 1921 года – в отличие от России, чей книжный фонд для моряков растворился после распада СССР.
Но надо сказать, что при этой заботе о своих западные судовладельцы с удовольствием используют для работы на судах удобного флага моряков из стран «третьего мира» – поставщиков дешёвой рабочей силы. На многих этих судах, несмотря на противодействие МФТ, процветает дискриминация: европейцу платят больше, азиату и африканцу – меньше. Хвалящиеся своей демократией американцы под предлогом борьбы с терроризмом не разрешают сход на берег в США морякам-пакистанцам, подданным многих других «подозрительных» стран. Впрочем, не только им. Когда один российский боцман, сойдя с трапа в американском порту, подошёл к расположенной на причале телефонной будке, чтобы позвонить домой, на него тотчас надели наручники.
«Демократия» – понятие специфическое. Донкерман (машинист) танкера под кипрским флагом с российско-филиппинским экипажем вспоминал как-то при мне о том, что в советские годы на судах, где он плавал, на общих собраниях моряки выбирали профком, физорга, артельщика, культорга. Демократии было немного, но можно было поговорить об общих делах, порой и покритиковать начальство.
Сейчас на его судне никто никого не выбирает. Вся «демократия» на судне состоит из двух слов: «Йес, сэр!». Приказы не обсуждаются, моряки боятся быть списанными капитаном на берег даже за недовольные выражения своих лиц. Другой моряк рассказывал мне, что на ходовом мостике его судна установлена система видеонаблюдения и владелец из Монако при желании в любое время может проверить, чем занимаются моряки.
Филиппинцы, индийцы, китайцы панически боятся увольнения. Если моряк-кормилец лишится работы, его семья останется без средств к существованию. Среди безработных индийских моряков нередки случаи самоубийств.
Справедливости трудно добиться везде. У нас многие смотрят на цивилизованный Запад как на цитадель защитников прав человека. К сожалению, это далеко не всегда оправдано. Примером может служить история с экипажем сухогруза «Персей».
Судно было под украинским флагом, с украинским экипажем и украинским владельцем, который когда-то занимал пост секретаря горкома партии. Судовладелец в течение нескольких месяцев не платил экипажу зарплату. Нашей конфедерации удалось добиться того, чтобы небольшая её часть была экипажу выплачена. За основную же её составляющую пришлось биться многие годы, пройдя через все инстанции украинской Фемиды. Отчаявшись добиться справедливости, экипаж обратился в Страсбургский суд по правам человека. Через три года пришёл ответ: «Суд решил, что дело не содержит признаков нарушения прав и свобод».
Самое обидное – европейский вердикт был бесповоротным. «Настоящее решение является окончательным и обжалованию не подлежит».
Сегодня моряков замучили пираты. Сообщения об их нападениях приходят чуть ли не каждый день. Как и в Средние века, они берут на абордаж суда, грабят, захватывают в плен, а иногда и убивают моряков. Наша лига ещё в феврале 2007 года направила Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну предложение по борьбе с пиратством. Мы предложили ООН обратиться с просьбой к президентам США, России и Франции выделить боевые корабли для патрулирования опасных районов океана. Ранее такая практика существовала (с участием США и СССР), и это останавливало пиратов.
Мы были уверены, что ООН откликнется на нашу инициативу. Но ответа не было. В феврале этого года мы повторили своё предложение. Ответа из Нью-Йорка так и не дождались.
Девяносто процентов мировой торговли осуществляется через моря и океаны. Судоходство напоминает движение крови по артериям планеты. От состояния и мастерства моряков зависит качество и сохранность перевозимых грузов, благосостояние миллиардов людей. Аварии гигантских танкеров уже приводили к ужасающим экологическим последствиям. А ведь в 80 процентах случаев их причина – человеческий фактор. Например, засыпал от усталости рулевой. Засыпал стоя.
Похоже, что Россия собирается восстановить свой статус великой морской державы. Но тем, кто готовит для этого большой современный флот, не стоит забывать о его моряках. Надо не только открывать терминалы портов в Приморске и Усть-Луге, но и сделать так, чтобы моряки могли там по-человечески отдохнуть...
, заместитель председателя Международной конфедерации профсоюзов работников водного транспорта