Романтическая история любви, воплощённая в танце
Воронежский государственный театр оперы и балета на своей сцене открыл Год танца в России постановкой «Корсара» – шедевра Мариуса Петипа, чей 200-летний юбилей послужил поводом посвятить 2018 год балетному искусству.
Постановка легендарного классического балета, навеянного поэмой Байрона, была давней мечтой главного балетмейстера сцены Александра Литягина: в 2007 году он побывал на премьере Большого театра, осуществлённой знаменитым мастером-реставратором Юрием Бурлакой. Спустя 10 лет именно Юрий Петрович приехал в Воронеж, чтобы подарить коллективу и публике романтическую историю любви, воплощённую в танце и проникнутую ароматом Востока. Молодые артисты с энтузиазмом восприняли появление столь громкого названия в афише театра: всем вдруг захотелось станцевать смелых корсаров и трепетных невольниц. Балет, по праву являющийся жемчужиной классического репертуара, конечно, не мог быть воссоздан в первоначальном виде, поскольку сохранившиеся сведения далеко не полны. Но Юрий Бурлака, умело используя архивные материалы, заполнил лакуны оригинальными элементами и композициями из утерянных постановок Адольфа Адана «Гентская красавица» и «Питомица фей». Исторический подлинный характер этих нововведений поддерживает атмосферу и визуальное наполнение спектакля. При этом воронежский «Корсар» не повторяет постановку Большого театра: почти трёхчасовое действо разделено на три акта, скомпонованные по-иному.
Не уступает в сложности и музыкальное оформление: в партитуре традиционный Адан соседствует с фрагментами произведений Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера. Воплощает замысел музыкального драматурга, в роли которого также выступил Юрий Бурлака, художественный руководитель театра дирижёр Андрей Огиевский.
Неспешность действия и некоторая эклектичность музыки, присущие и оригинальному балету, в XXI веке могут показаться архаичными. Но занимательный сюжет, в котором находится место и юмору, и лирике, и приключениям, и даже катастрофе в финале, держит зрительское внимание. Торжественное появление Сеид-паши (Олег Рудометкин) в первом акте, прекрасный дуэт Медоры (Марта Луцко) и Конрада (Иван Негробов) во втором и восхитительная сцена «Оживлённый сад», построенная динамично, разнообразно и визуально красиво, а также эпизод кораблекрушения становятся опорными точками, придающими движение морскому блокбастеру позапрошлого столетия. Эффектно и точно выставленный свет, видеопроекции – рябь на поверхности маняще-синего моря – и сложная система занавесов, обрамляющих сцену в каждой из картин, усиливают впечатление праздника, характеризующее роскошный балет гениального юбиляра Мариуса Петипа