Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мошенники и некрофилы

01 января 2007

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Дневник-блог о знойном июльском эфире

Познер готов покинуть тонущий корабль ТЭФИ

Константин КОВАЛЁВ

ГОЛЛИВУД ПО-РОССИЙСКИ
Пусть не обижаются актёры и артисты. Но я скажу громко то, что многие стесняются произнести вслух. А именно: увы, но нынче настало время странного актёрского «разгула» на телеэкране в виде бесконечного телесериала из жизни и особенно – смерти мастеров театра, кино и телеэкрана. Но поясню высказанную в начале мысль, которая возникла уже давно, после просмотра очередной программы и тому подобных. Как читатели помнят, в передачах из цикла типа «24 последних часа жизни» рассказывается о последних сутках в жизни какого-то известного человека. Он как бы умирает на наших глазах, а мы рассматриваем под микроскопом – что да как. Героями таких программ становятся исключительно наши известные актёры. Как, впрочем, и в новостях на всех каналах. Чуть ли не каждый день в связи с кончиной того или иного артиста страна погружается в траур и слёзный Виталий ПЕСКОВ (из золотого фонда «ЛГ»)плач, об этом торжественно сообщается по всем центральным каналам, ведущие новостей спешат опередить коллег по цеху – кто доведёт информацию до зрителей быстрее, подробнее и печальнее... Уже и не знаешь – куда деваться от постоянных грустных воспоминаний, отпеваний, панихид и кладбищенских репортажей. Кого только мы уже публично не похоронили, со всеми подробностями бытовых перипетий. Отдельные выпуски малаховского ток-шоу на Первом – вообще предмет для врачебной психиатрической экспертизы на тему «смертельные страхи в пожилой артистической среде». А на днях корреспондент РЕН ТВ, рассказывая в новостях о похоронах народной артистки, при выносе гроба заявил с экрана (цитирую дословно): «Все видели Нонну Мордюкову, она выглядела блистательно!» Хотя широко известно, что она перед кончиной просила не показывать её лица в такой момент. Но не в этом суть дела. А в том, что известные актёры и ранее уходили из жизни. Но то ли показывать на ТВ больше нечего, то ли как в предвыборных кампаниях – использование громкого актёрского имени быстро поднимает рейтинг канала: мы сегодня наблюдаем поразительное явление рассматривания изнанки российского «Голливуда», причём на 90 процентов – в его траурно-похоронном исполнении. Однако и не это вся суть вопроса. Если мы так озабочены изучением и препарированием предсмертных переживаний того или иного народного или заслуженного артиста, то почему мы часто напрочь забываем о нём ещё при жизни! Не говоря уже о том, что вообще не привлекаем на экран и не говорим о судьбах не только актёров, но и современных великих академиков, учёных, музыкантов, литераторов, инженеров, изобретателей, космонавтов, наконец – просто талантливых умельцев или даже землепашцев. В Год семьи хочется уйти от постоянных и подробных актёрских похорон к более светлому, прекрасному – к нашему будущему. Хочется видеть наших детей, талантливых и подающих надежды, развивающихся в разных сферах, одарённых, ищущих, познающих и открывающих жизнь. Надо думать о завтрашнем дне, не преувеличивая и не будоража неожиданными позывами теней дней вчерашних. Как говорится, «предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов» (от Матфея). Неслучайно сказано ещё два тысячелетия назад... 

МАВРОДИ НА НАРОДЕ
«Гордон Кихот» на Первом – увы – оказалась, похоже, заведомо подготовленной программой рекламы книгоиздания, псевдописательских талантов и окололитературных «брендов». Программой, видимо, заранее условленной, а значит, в итоге – не совсем бескорыстной, то есть не «донкишотской». С первым выходом в эфир увеличили тиражи некоему Минаеву – то есть писательскому «нулю» прибавили «палочку». Во второй передаче нам поведали об аресте (!) выпущенной книги у самого МММавроди. Новоявленный «Радищев современности», ставший «писателем» (как и многие попсовые и публичные персонажи, мечтающие о вечных лаврах профессионалов русской словесности), мошенник, отсидевший срок вовсе не за путешествие из Питера в столицу, добился главного: страна будет опять искать теперь не денежные купюры с изображением его физиономии, а остатки от якобы «конфискованного» тиража его опуса. Можно издавать ещё сотню тысяч экземпляров данного сочинения: читатель уже ждёт у прилавков. Очередной бизнес-фарс получил своё воплощение. А «умное выражение лица» ведущего программы – Александра Гордона, – якобы оппонента «певца финансовых пирамид», становится, к сожалению, просто-таки бесплатным билетом в мир некоей современной «литературы»... в которой вообще нет никакой литературы. Вот уж беда так беда. Сервантесу – создателю «Дон Кихота» – неведомы были возможности будущих лубочных сражений с ветряными мельницами, происходящие нынче на Первом российском канале и на поверку оказывающиеся обыкновенным и банальным пиаром, о котором великий испанский писатель и мыслитель не мог даже мечтать. 

ТЭФИ БЕЗ «РОССИИ»
На наших глазах свершается чудо: наконец-то прекращает своё иллюзорное существование завораживавший всех околотелевизионщиков и неискушённых зрителей «конкурс», символ которого в виде статуэток сами учредители постоянно вручали самим же себе. Из состава учредителей фонда «Академия российского телевидения» (повторюсь, именно фонда, и не более, как бы ни старались «члены этого фонда» называть себя красивым словом «телеакадемик») вышла ВГТРК, а значит – телеканалы «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести 24» и «Бибигон». Ещё ранее это сделали НТВ, ТНТ и АТВ. Теперь хватило смелости и духу топ-менеджерам госканалов сказать НЕТ тем, кто уже даже устал принимать от коллег тяжёлые статуэтки, которые некто (из награждённых и руководящих ТЭФИ, естественно) сравнил чуть ли не с Государственной премией. Отличный был самопиар в собственном соку! Многочисленные самонаграды поднадоели и президенту ТЭФИ – г-ну Познеру. Он уже заявил о своей готовности оставить теперь уже никчёмный и не столь популярный пост (зачем он ему теперь?!). Отказался транслировать церемонию награждения и телеканал СТС. Телетусовка побежала с корабля псевдоакадемии. Судьба конкурса повисла в воздухе. 

А почему? Потому что подобные конкурсы (а ТЭФИ именно конкурс, а вовсе не премия!) должны быть независимыми! Определять победителей должны специалисты-критики, а не сами производители или каналы и их учредители. И входить в мир таких премий, принимать решения и оценивать должны тележурналисты и сотрудники ТВ, которые имеют на это заслуженное право, а не дети сиюминутных пиаровских акций или раскручиваемые родственники после внушительных денежных вливаний для их продвижения на телеэкране. В России достаточно достойных людей и новых лиц, которые могут быть показаны на экране и – главное – о которых есть кому рассказать среди зрелых тележурналистов. Настало время, когда необходимо учредить настоящую телевизионную премию. Новую. К этому всё идёт. Скорее бы! 

Обсудить в группе Telegram

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS