Дневник-блог о знойном июльском эфире
Познер готов покинуть тонущий корабль ТЭФИ
ГОЛЛИВУД ПО-РОССИЙСКИ
Пусть не обижаются актёры и артисты. Но я скажу громко то, что многие стесняются произнести вслух. А именно: увы, но нынче настало время странного актёрского «разгула» на телеэкране в виде бесконечного телесериала из жизни и особенно – смерти мастеров театра, кино и телеэкрана. Но поясню высказанную в начале мысль, которая возникла уже давно, после просмотра очередной программы и тому подобных. Как читатели помнят, в передачах из цикла типа «24 последних часа жизни» рассказывается о последних сутках в жизни какого-то известного человека. Он как бы умирает на наших глазах, а мы рассматриваем под микроскопом – что да как. Героями таких программ становятся исключительно наши известные актёры. Как, впрочем, и в новостях на всех каналах. Чуть ли не каждый день в связи с кончиной того или иного артиста страна погружается в траур и слёзный плач, об этом торжественно сообщается по всем центральным каналам, ведущие новостей спешат опередить коллег по цеху – кто доведёт информацию до зрителей быстрее, подробнее и печальнее... Уже и не знаешь – куда деваться от постоянных грустных воспоминаний, отпеваний, панихид и кладбищенских репортажей. Кого только мы уже публично не похоронили, со всеми подробностями бытовых перипетий. Отдельные выпуски малаховского ток-шоу на Первом – вообще предмет для врачебной психиатрической экспертизы на тему «смертельные страхи в пожилой артистической среде». А на днях корреспондент РЕН ТВ, рассказывая в новостях о похоронах народной артистки, при выносе гроба заявил с экрана (цитирую дословно): «Все видели Нонну Мордюкову, она выглядела блистательно!» Хотя широко известно, что она перед кончиной просила не показывать её лица в такой момент. Но не в этом суть дела. А в том, что известные актёры и ранее уходили из жизни. Но то ли показывать на ТВ больше нечего, то ли как в предвыборных кампаниях – использование громкого актёрского имени быстро поднимает рейтинг канала: мы сегодня наблюдаем поразительное явление рассматривания изнанки российского «Голливуда», причём на 90 процентов – в его траурно-похоронном исполнении. Однако и не это вся суть вопроса. Если мы так озабочены изучением и препарированием предсмертных переживаний того или иного народного или заслуженного артиста, то почему мы часто напрочь забываем о нём ещё при жизни! Не говоря уже о том, что вообще не привлекаем на экран и не говорим о судьбах не только актёров, но и современных великих академиков, учёных, музыкантов, литераторов, инженеров, изобретателей, космонавтов, наконец – просто талантливых умельцев или даже землепашцев. В Год семьи хочется уйти от постоянных и подробных актёрских похорон к более светлому, прекрасному – к нашему будущему. Хочется видеть наших детей, талантливых и подающих надежды, развивающихся в разных сферах, одарённых, ищущих, познающих и открывающих жизнь. Надо думать о завтрашнем дне, не преувеличивая и не будоража неожиданными позывами теней дней вчерашних. Как говорится, «предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов» (от Матфея). Неслучайно сказано ещё два тысячелетия назад...
МАВРОДИ НА НАРОДЕ
«Гордон Кихот» на Первом – увы – оказалась, похоже, заведомо подготовленной программой рекламы книгоиздания, псевдописательских талантов и окололитературных «брендов». Программой, видимо, заранее условленной, а значит, в итоге – не совсем бескорыстной, то есть не «донкишотской». С первым выходом в эфир увеличили тиражи некоему Минаеву – то есть писательскому «нулю» прибавили «палочку». Во второй передаче нам поведали об аресте (!) выпущенной книги у самого МММавроди. Новоявленный «Радищев современности», ставший «писателем» (как и многие попсовые и публичные персонажи, мечтающие о вечных лаврах профессионалов русской словесности), мошенник, отсидевший срок вовсе не за путешествие из Питера в столицу, добился главного: страна будет опять искать теперь не денежные купюры с изображением его физиономии, а остатки от якобы «конфискованного» тиража его опуса. Можно издавать ещё сотню тысяч экземпляров данного сочинения: читатель уже ждёт у прилавков. Очередной бизнес-фарс получил своё воплощение. А «умное выражение лица» ведущего программы – Александра Гордона, – якобы оппонента «певца финансовых пирамид», становится, к сожалению, просто-таки бесплатным билетом в мир некоей современной «литературы»... в которой вообще нет никакой литературы. Вот уж беда так беда. Сервантесу – создателю «Дон Кихота» – неведомы были возможности будущих лубочных сражений с ветряными мельницами, происходящие нынче на Первом российском канале и на поверку оказывающиеся обыкновенным и банальным пиаром, о котором великий испанский писатель и мыслитель не мог даже мечтать.
ТЭФИ БЕЗ «РОССИИ»
На наших глазах свершается чудо: наконец-то прекращает своё иллюзорное существование завораживавший всех околотелевизионщиков и неискушённых зрителей «конкурс», символ которого в виде статуэток сами учредители постоянно вручали самим же себе. Из состава учредителей фонда «Академия российского телевидения» (повторюсь, именно фонда, и не более, как бы ни старались «члены этого фонда» называть себя красивым словом «телеакадемик») вышла ВГТРК, а значит – телеканалы «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести 24» и «Бибигон». Ещё ранее это сделали НТВ, ТНТ и АТВ. Теперь хватило смелости и духу топ-менеджерам госканалов сказать НЕТ тем, кто уже даже устал принимать от коллег тяжёлые статуэтки, которые некто (из награждённых и руководящих ТЭФИ, естественно) сравнил чуть ли не с Государственной премией. Отличный был самопиар в собственном соку! Многочисленные самонаграды поднадоели и президенту ТЭФИ – г-ну Познеру. Он уже заявил о своей готовности оставить теперь уже никчёмный и не столь популярный пост (зачем он ему теперь?!). Отказался транслировать церемонию награждения и телеканал СТС. Телетусовка побежала с корабля псевдоакадемии. Судьба конкурса повисла в воздухе.
А почему? Потому что подобные конкурсы (а ТЭФИ именно конкурс, а вовсе не премия!) должны быть независимыми! Определять победителей должны специалисты-критики, а не сами производители или каналы и их учредители. И входить в мир таких премий, принимать решения и оценивать должны тележурналисты и сотрудники ТВ, которые имеют на это заслуженное право, а не дети сиюминутных пиаровских акций или раскручиваемые родственники после внушительных денежных вливаний для их продвижения на телеэкране. В России достаточно достойных людей и новых лиц, которые могут быть показаны на экране и – главное – о которых есть кому рассказать среди зрелых тележурналистов. Настало время, когда необходимо учредить настоящую телевизионную премию. Новую. К этому всё идёт. Скорее бы!