«В начале моей литературной работы в Москве прочных старых газет было только две. Это «Московские ведомости» – казённый правительственный орган, и либеральные «Русские ведомости». Это были два полюса» – писал когда-то известный журналист и литератор Владимир Гиляровский в своей замечательной мемуарной книге «Москва газетная». Интересно, какие слова он нашёл бы, чтобы охарактеризовать газетно-издательское дело сейчас, побывав на фестивале столичной прессы и увидев многочисленные стенды издательских домов и медиакомпаний, которые 1 сентября расположились на Поклонной горе в надежде пообщаться со своими читателями.
Вопреки многочисленным мрачным прогнозам, газета как жанр упрямо отказывается отправляться в исторический утиль. Она начинает взаимодействовать с читателем в самых разных форматах, от текста до видео. Даже сама покупка бумажной версии сейчас далека от обыденности – вспомните, как выглядели в столице лет десять назад киоски «Союзпечати», и насколько эффектны они сейчас. Их ажурность – это не только попытка городского благоустройства, но и начало задушевного диалога с читателем, попытка привлечь к своему содержимому – печатному продукту – внимание и уже не отпускать. Издатель в этом кровно заинтересован.
Старина Гиляровский остался бы немало удивлён своим путешествием по фестивалю московской прессы. Интерактивная digital-зона, где журналисты и специалисты сферы цифрового маркетинга и мультимедийной дата-журналистики делились своими секретами, увела бы его в дебри, далёкие от газетной индустрии, сначала шокировала, а потом обрадовала богатыми репортёрскими возможностями.
Впрочем, остальные тематические зоны праздничного городка оказались бы вполне знакомы, вполне соответствуя традиционным газетным рубрикам. «Увлечения», «Спорт и здоровье», «Дети», «Книги» – везде гостей фестиваля ждала масса приятных встреч и сюрпризов. Известный российский метеоролог, директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд, например, делился своими прогнозами относительно планетарного климата, на стендах любимых изданий читатели могли пообщаться с авторами или экспертами на самые разные темы – от политики до безопасности дорожного движения. В гости к «ЛГ» заглянул глава российских коммунистов Геннадий Зюганов и с удовольствием изучал содержание «Литературки». Фестивальную атмосферу органично дополнил музыкальный праздник «Народы Москвы». Посетители покидали Поклонную гору довольные, а значит, цель фестиваля – популяризация чтения, повышение интереса к журналистике и печатным изданиям и борьба за нового подписчика – оказалась достигнута. Придут непременно новые читатели и продолжит жить Москва газетная… ′