Российские телеканалы для узбекистанцев, особенно для такого крупного мегаполиса, как двухмиллионный Ташкент, и сегодня, спустя почти двадцать лет после развала Союза, значат очень и очень много. Женщины и пожилые люди смотрят сериалы, ждут не дождутся «старых песен о главном» по ОРТ или «России», молодёжь смакует МузТВ, не брезгуя порой «закусить» их «Сексом с Анфисой Чеховой», а подавляющее большинство обязательно просматривают информационные программы «Время», «Вести» или «Сегодня». Огромная аудитория у телеканала «Спорт», немало зрителей у канала «Культура», привлекающего высокохудожественными передачами без какой-либо политической окраски и отсутствием надоевшей всем рекламы.
Примечательно, что среди поклонников российского ТВ – не только русскоязычное население, но и представители титульной нации. Ведь четыре государственных телеканала, вещающие в основном на узбекском языке, более популярны на периферии, в сельской местности.
Какого-либо обсуждения передач российских телеканалов в средствах массовой информации почти не встретишь, это здесь не очень-то принято. Но всё же критика порой пробивается. В частности, независимая газета «Новости Узбекистана», имеющая тесные связи с посольством РФ в нашей стране, нет-нет да и боднёт какую-либо российскую телепередачу.
В частности, в материале «Кремлёвские похороны»: копать надо глубже» камня на камне не оставили от телепередачи НТВ из этого цикла, посвящённой Шарафу Рашидову. Действительно, диву даёшься поверхностному и легковесному подходу к историческим событиям, продемонстрированному теледокументалистами этого телеканала, наличию надуманных версий и нелепых домыслов для искусственного нагнетания сенсационности, заканчивающихся пафосными словами: «Мы, наверное, никогда не узнаем, как ушёл из жизни этот политический деятель». Так стоило ли огород городить?
Заслуживает внимания и другая статья этого издания – «Долой порнографию духа», где, анализируя передачи ДТВ «Брачное чтиво» и «На измене», автор называет это «наглым и бессовестным подглядыванием в замочную скважину, что у нормальных людей должно вызывать возмущение и даже омерзение».
Конечно, такие публикации скорее исключение, чем правило. И обсуждение российского ТВ проходит чаще в неформальной обстановке – на работе с коллегами, дома с членами семьи, в общественном транспорте, который, как когда-то в советские времена, является своеобразным камертоном взглядов и настроения людей. Однажды в автобусе услышал, как возмущалась немолодая пассажирка: «Посмотрите, как в этих российских фильмах постоянно и безбожно пьют!» Не согласившись с этим мнением, решил приглядеться к проблеме более внимательно. И убедился в правоте и наблюдательности народного «критика». Действительно, и в сериалах, и в серьёзных художественных фильмах, комедиях и исторических картинах никогда не обходится без «красочного» показа этой далеко не безобидной российской традиции.
Но, повторюсь, особым вниманием узбекских телезрителей пользуются информационные передачи. И здесь на первом месте, без всяких сомнений, идёт старое доброе «Время», доверие к которому очень велико. Наших зрителей привлекают свобода и демократизм российских телеканалов, возможность высказать взгляды, порой не совпадающие с мнением властей предержащих, раскованность многих политиков РФ. Но порой возникают недоумённые вопросы и сомнения. Среди наших телезрителей вызвала огромное недоумение и недавняя травля на российском ТВ президента Белоруссии. Свора нечистоплотных журналюг, получив команду «фас» из верхних эшелонов власти, с лаем и визгом бросилась на «жареное». В телефильме, в котором вместо фактов сплошные домыслы, лидер соседнего (и кстати, союзного с Россией!) государства объявлен… психически ненормальным (!). Здесь у нас возник естественный вопрос: а если завтра перед «старшим братом» провинится другая страна СНГ, кто ещё составит компанию Лукашенко в палате № 6?
Нынешний год, как известно, проходит под знаком 65-летия Великой Победы. Российское телевидение весьма широко освещает эту знаменательную дату, и многие передачи на эту тему находят самый живой отклик в сердцах узбекских телезрителей. Это и понятно: ведь Великая Отечественная – часть нашей общей истории, в Узбекистане практически нет семьи, на себе не испытавшей горести военного лихолетья, из 6-миллионного населения республики в те годы более 30 процентов ушли на фронт, 450 тысяч погибли на полях сражений, 150 тысяч пропали без вести. И когда мы смотрим талантливые и правдивые творения теледокументалистов России о Сталинградской битве, Ленинградской блокаде, танковом сражении на Курской дуге или взятии Берлина, то вспоминаем об этом с гордостью: ведь там героически сражались и погибали ребята из Узбекистана.
Тем большее удивление вызывают некоторые телепередачи или телефильмы, где принижается значение этой Победы, извращается её смысл: дело представляется так, что огромные жертвы были напрасными, да и вообще что это и… не победа вовсе (!). Чтобы не ходить далеко за примером, сошлюсь на недавнюю премьеру НТВ «Брест: крепостные герои». Надо обладать особым «талантом», чтобы так опошлить и извратить ставший уже легендой подвиг защитников Бреста. Горстку бойцов, умирающих от жажды и голода, противостоявших элитным дивизиям вермахта, танкам и самолётам противника, благодаря домыслам, подтасовкам и неуместным комментариям представили чуть ли не предателями, мечтавшими лишь о том, чтобы сдаться.
В этом же ряду и показанный на Первом канале в преддверии Дня Победы один из главных церковных иерархов, «не видя других причин Победы», объяснил её «Божьим чудом». Стоит ли привносить Божественное туда, где оно совершенно неуместно? Нельзя не сказать о том, что по многим каналам сегодня буквально несётся на человека, накрывая его, огромный вал бездуховности, насилия, культа денег и наживы, распущенности и вседозволенности… Осмеянию подвергаются такие высокие чувства, как любовь, патриотизм, целеустремлённость, желание творить добро. Подрываются многие исконные ценности, в особенности семья. Это совершенно неприемлемо для Узбекистана, где один из самых низких в мире показателей по разводам, где уважение к старшим – наивысший приоритет, где родителей называют только на «вы». И естественно, что такие передачи и фильмы вызывают справедливую тревогу у представителей интеллигенции и духовенства.
Как же противостоят этому «смертоносному» валу в нашей республике? Пока ещё старым как мир и примитивным способом – выключают телевизор, не разрешают детям смотреть некоторые передачи. В связи с этим удивляешься либерализму и терпению узбекских властей, которые давно могли бы прекратить вещание на территории страны некоторых российских телеканалов. Видимо, они руководствуются мудрым советом героя Миронова из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: пусть будущее рассудит…
К тому же не будем забывать, что благодаря российскому ТВ наряду с тупыми американскими боевиками мы видим «Балладу о солдате» или «А зори здесь тихие», поперхнувшись порнокартинами Тинто Брасса, восхищаемся фильмами Михалкова или Рязанова, возмутившись поведением и речами некоторых политиков или телеведущих, с удовольствием наблюдаем, как Кургинян в «Суде истории» громит млечиных, хакамад или станкевичей…
Да, оно неоднозначное, это российское ТВ, оно многогранное, оно вызывает противоположные оценки, восхищение, а иногда и праведный гнев. Но мы всё равно его любим и не можем свою жизнь без него представить…
, ТАШКЕНТ