Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2018 г.
  4. № 40 (6661) (03.10.2018)

Москва! Ты древо бытия!

02 октября 2018

Ирина Лесная-Иванова. Древо Москвы
и заморские птицы.
– М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018.

Вышла в свет книга поэтессы Ирины Лесной-Ивановой «Древо Москвы и заморские птицы». Её автор – кандидат философских наук, член МГО СП России, уже известная читателям по поэтическим произведениям: «Поиск утраченного», «Лики искусства», «Дары вдохновения», «Новая ветвь». В книге И. Лесной-Ивановой представлены образы мировой культуры разных стран. По форме – это стихотворения самых различных жанров и видов: лирика, драматические стихи, сатира, экскурсионные вирши. Но все они объединены одной целью – воспеть общечеловеческие ценности и воплощающие их мировые шедевры, и глубоко родственные душевным переживаниям, и просто ставшие вехами на дороге воспоминаний о виртуальных и реальных путешествиях по различным странам.

Книга делится на три части: «Заморские птицы» (стихи о культуре зарубежных стран)», «Древо Москвы» (произведения о столице России), «Мгновения забытых лет» (любовная лирика). На её страницах оживает героиня произведения В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Возлюбленная С. Дали Гала (Елена Дьяконова) разговаривает с художником; Ж. Санд пишет письма Ф. Шопену. В цикле «Франция» предстают две грани Французской революции. Вспоминая вместе с автором исторические уроки прошлого, мы задумываемся о том, что высокая цель обретения счастья должна быть осуществлена благородными средствами. «Надо думать снова и снова, как без выстрела победить», – говорит И. Лесная-Иванова» в стихотворении «На день взятия Бастилии». Тема бесчеловечности насильственных изменений мирового порядка продолжается в цикле «Испания». Стихотворение «Герника Пикассо» начинается словами:


Герника – это взорванный мозг.

Душа распалась на части.

Герника – это упавший мост.

Это моё несчастье.


Отсутствие любви к человеку, к миру, культуре ведёт к войне. Разрушению и безлюбию в испанском цикле противостоит образ поэта Г. Лорки, который, когда фашисты вели его на расстрел, указал им на рассвет в апельсиновой роще и сказал: «А всё-таки – встаёт солнце». Любовь требует жертв, а иногда и самоотречения. Эта идея звучит в датско-польском цикле, жемчужиной которого является стихотворение «По мотивам известной сказки Г.Х. Андерсена».

Тема безответной любви продолжается в итальянском цикле, который открывается стихотворением «Воспоминание Петрарки о встрече с Лаурой». «Воздух болью звенит!», – восклицает поэтесса и описывает, как знаменитый классик пытается найти забвение душевных мук в творчестве. В стихах об Италии оживают Мона Лиза, герои картины Тициана «Вакх и Ариадна»; яркий монолог, обличающий антинародный Сенат, произносит Конь Калигулы. С итальянскими стихами перекликается роскошный греческий цикл, в котором читатели знакомятся с историей жизни Сократа.

Вызывает сочувствие судьба Медеи в стихотворении «Над Еврипидом». Любовную тему продолжают произведения «По мотивам воспоминаний о Пенелопе», «Лебедь-бог», «Античное сновидение». Важно заметить, что в греческом цикле звучит тема рока («Возлюбленная Аполлона», «Встреча с царём Эдипом», «Эдип ослепший»).

Дух поэтессы преодолевает границы пространств и времён, воплощается в различных исторических личностях, героев и героинь мировой культуры, путешествует по Англии, Германии, Японии, Индии, Америке и возвращается в родную Москву. С восторгом говорит И. Лесная-Иванова:


Москва! Ты древо бытия!

Здесь наши семьи, словно гнёзда!


Для любящего свой город, свою страну никакие красоты мира не заменят Родину, и поэтесса с восторгом пишет о Москве:


Что пред тобой Берлин,
Париж,

Стокгольм и Рим,
и Амстердам?

Ты солнцем радости горишь,

Дорогу освещая нам.

Сияешь огненной жар-птицей,

Невестой светлой,
царь-девицей,

И белой лебедью плывёшь.

Из всех земель к себе зовёшь.


Москва для автора не только территория, место проживания, но и город, данный Богом для любви и познания мира и Господа, «книга бытия». Вот почему здания столицы представляются рунами, в которых запечатлена судьба человечества, а в гербе Москвы видится тайный знак того, что Россия победит всех своих врагов и воскреснет. Символы родного города наполнены святостью: «Я пред гербом Москвы стою, как пред священною иконой!» – говорит поэтесса.

Книга И. Лесной-Ивановой поражает эрудицией, мастерством, красотой и простотой слога, искренностью в описании любовных чувств. Хочется верить, что она найдёт своего читателя и надолго останется в сердцах людей.

Валентина Петрова

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS