Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мост через время

01 января 2007

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Автор статьи на традиционном якутском празднике Ысыах. Июнь 2008 г.В последнее время «ЛГ» не раз обращалась к проблемам народных художественных промыслов России. О достаточно острой ситуации, сложившейся в уникальной «отрасли» искусства, на страницах газеты размышляли главным образом специалисты – сами мастера, руководители предприятий, искусствоведы. Сегодня слово предоставляется государственному мужу.

Народные художественные промыслы – это и предмет национального престижа, и общепризнанный вклад нашей страны в мировое культурное наследие. Далеко за пределами нашей Родины известны хохломские, богородские и городецкие изделия из дерева, гжельский и кисловодский фарфор, оружие тульских и златоустовских мастеров, вологодское и елецкое кружево, псковская и скопинская керамика. 

Из народной толщи вырастают настоящие таланты. Из Палеха родом знаменитый живописец Павел Корин, из смоленской деревни вышел замечательный мастер деревянной скульптуры Сергей Конёнков, а поморский крестьянин-косторез Федот Шубин стал выдающимся скульптором с европейским именем. И этот перечень замечательных мастеров изобразительного искусства, снискавших мировую славу, можно продолжить. Народное искусство – искусство живое. И в прямом, и в переносном смысле слова. Известно, например, что форма сосуда влияет на кристаллографическую структуру воды. В стеклянной банке вода – мёртвая, а в глиняной крынке – живая. И гурманы знают, что блюдо, приготовленное в обычной кастрюле, будет не так вкусно, как если бы его готовили в глиняной посуде. 

К сожалению, всё более широкое распространение приобретает псевдоискусство «а-ля рюсс» – примитивная отсебятина, своего рода извращение классики. Наблюдается и пренебрежительное отношение к народному творчеству как к некой деревенской самодеятельности. Позиция подобных «ценителей» прекрасного поражает своей прагматичностью. Мол, не надо тратить силы и средства на сохранение того, что безвозвратно исчезло, надо делать то, что действительно необходимо для села, – развивать инфраструктуру и средства связи, проводить газ, электричество, создавать новые рабочие места, улучшать систему образования. Люди избирают такой уклад жизни, который их устраивает, вне зависимости от каких-либо «этнических идеалов», сами сохраняют то, что им подходит. Да, надо строить клубы в сёлах, открывать библиотеки, но что будем культивировать в этих клубах, какими книгами будем комплектовать библиотечные фонды? 

Отдавая дань новому веку с его всепроникающей информационной напряжённостью, глобализацией и унификацией, необходимо предотвратить существующую для народного искусства опасность – потерю аутентичности. А ведь именно оно является хранилищем исторической памяти народа, формирует национальную психологию гражданина, его эстетические вкусы и нравственный облик. Поэтому проблема развития народной художественной культуры лежит в плоскости стратегических интересов государства. 

Социально-политические и экономические изменения последних десятилетий поставили художественные промыслы в новые условия. В три-четыре раза упали объёмы выпуска изделий, значительно снизилось число настоящих носителей самобытного национального искусства. Нарушается преемственность традиций художественного мастерства, профессиональных навыков и секретов творчества. А между тем развитие художественных производств – это возможность решения проблемы постоянной занятости сельского населения, а также жителей малых городов. Сегодня только 18 предприятий народно-художественных промыслов находятся в федеральном ведении. Остальные переданы в ведение регионов. Но далеко не каждый регион имеет продуманную стратегию развития таких предприятий. В Ассоциацию «Народные художественные промыслы России», созданную по инициативе профильных предприятий в 1990 году в целях сохранения производств и защиты интересов промыслов, входят 250 предприятий. А сколько остаётся без поддержки? 

Речь не о том, чтобы возрождать все когда-либо существовавшие очаги народных художественных ремёсел и промыслов. Бесперспективно восстанавливать промыслы, связанные с удовлетворением чисто практических запросов людей, с ушедшим в прошлое бытовым укладом. Важно сохранить то, что имеет непреходящую духовную и художественную ценность. Тем более что старинным промыслам можно найти достойное место в сегодняшней жизни. Совсем недавно открылась станция московского метро «Славянский бульвар». При оформлении станции авторы проекта больше руководствовались французскими декоративными мотивами. Неужели русские растительные орнаменты смотрелись бы хуже? И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Как невнимательны мы к нашему достоянию. 

Положение художественных промыслов в России закреплено Федеральным законом РФ ‹ 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года, однако соответствующими функциями по выработке государственной политики не наделён ни один федеральный орган исполнительной власти. У половины субъектов Российской Федерации нет своих законов о народных художественных промыслах, в абсолютном большинстве регионов отсутствуют программы сохранения народной культуры. 

В то же время многие федеральные министерства и ведомства имеют прямое отношение к сфере народных художественных промыслов. 

Среди мер государственной поддержки художественных промыслов важное место должно принадлежать развитию специального художественного образования, организации школ, училищ, подготовке кадров, всевозможной популяризации искусства художественных промыслов, что немаловажно для формирования достойного имиджа России как многонационального государства. 

Не исключаю и того, что следует в незамедлительном порядке рассмотреть вопрос о создании уполномоченного координирующего органа по работе народных художественных промыслов и формированию соответствующей государственной политики. 

Размышляя над проблемой сохранения и развития народных художественных промыслов, должен сказать, что народные художественные промыслы России – глубинный пласт нашей многонациональной культуры. Проблема сохранения и развития народных художественных промыслов – основополагающей части национального культурного наследия – является важной государственной задачей. Пожалуй, ничто так не доносит до нас глубину народного духа, как изделия художественных промыслов. Красота, историческая и культурная значимость рукотворных предметов народного искусства вызывают активное желание сохранить это национальное достояние для грядущих поколений. 

Мост через время, связующий современность и традиции, – это не только лишь поэтическая метафора, это ещё и вполне реальные ковши и клинки, кружева и шали, в которых овеществлён талант многих поколений народных мастеров. Смогут ли по этому мосту пройти наши потомки? 

Михаил НИКОЛАЕВ, заместитель председателя Совета Федерации РФ

Обсудить в группе Telegram

Михаил Николаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS