В последнее время «ЛГ» не раз обращалась к проблемам народных художественных промыслов России. О достаточно острой ситуации, сложившейся в уникальной «отрасли» искусства, на страницах газеты размышляли главным образом специалисты – сами мастера, руководители предприятий, искусствоведы. Сегодня слово предоставляется государственному мужу.
Народные художественные промыслы – это и предмет национального престижа, и общепризнанный вклад нашей страны в мировое культурное наследие. Далеко за пределами нашей Родины известны хохломские, богородские и городецкие изделия из дерева, гжельский и кисловодский фарфор, оружие тульских и златоустовских мастеров, вологодское и елецкое кружево, псковская и скопинская керамика.
Из народной толщи вырастают настоящие таланты. Из Палеха родом знаменитый живописец Павел Корин, из смоленской деревни вышел замечательный мастер деревянной скульптуры Сергей Конёнков, а поморский крестьянин-косторез Федот Шубин стал выдающимся скульптором с европейским именем. И этот перечень замечательных мастеров изобразительного искусства, снискавших мировую славу, можно продолжить. Народное искусство – искусство живое. И в прямом, и в переносном смысле слова. Известно, например, что форма сосуда влияет на кристаллографическую структуру воды. В стеклянной банке вода – мёртвая, а в глиняной крынке – живая. И гурманы знают, что блюдо, приготовленное в обычной кастрюле, будет не так вкусно, как если бы его готовили в глиняной посуде.
К сожалению, всё более широкое распространение приобретает псевдоискусство «а-ля рюсс» – примитивная отсебятина, своего рода извращение классики. Наблюдается и пренебрежительное отношение к народному творчеству как к некой деревенской самодеятельности. Позиция подобных «ценителей» прекрасного поражает своей прагматичностью. Мол, не надо тратить силы и средства на сохранение того, что безвозвратно исчезло, надо делать то, что действительно необходимо для села, – развивать инфраструктуру и средства связи, проводить газ, электричество, создавать новые рабочие места, улучшать систему образования. Люди избирают такой уклад жизни, который их устраивает, вне зависимости от каких-либо «этнических идеалов», сами сохраняют то, что им подходит. Да, надо строить клубы в сёлах, открывать библиотеки, но что будем культивировать в этих клубах, какими книгами будем комплектовать библиотечные фонды?
Отдавая дань новому веку с его всепроникающей информационной напряжённостью, глобализацией и унификацией, необходимо предотвратить существующую для народного искусства опасность – потерю аутентичности. А ведь именно оно является хранилищем исторической памяти народа, формирует национальную психологию гражданина, его эстетические вкусы и нравственный облик. Поэтому проблема развития народной художественной культуры лежит в плоскости стратегических интересов государства.
Социально-политические и экономические изменения последних десятилетий поставили художественные промыслы в новые условия. В три-четыре раза упали объёмы выпуска изделий, значительно снизилось число настоящих носителей самобытного национального искусства. Нарушается преемственность традиций художественного мастерства, профессиональных навыков и секретов творчества. А между тем развитие художественных производств – это возможность решения проблемы постоянной занятости сельского населения, а также жителей малых городов. Сегодня только 18 предприятий народно-художественных промыслов находятся в федеральном ведении. Остальные переданы в ведение регионов. Но далеко не каждый регион имеет продуманную стратегию развития таких предприятий. В Ассоциацию «Народные художественные промыслы России», созданную по инициативе профильных предприятий в 1990 году в целях сохранения производств и защиты интересов промыслов, входят 250 предприятий. А сколько остаётся без поддержки?
Речь не о том, чтобы возрождать все когда-либо существовавшие очаги народных художественных ремёсел и промыслов. Бесперспективно восстанавливать промыслы, связанные с удовлетворением чисто практических запросов людей, с ушедшим в прошлое бытовым укладом. Важно сохранить то, что имеет непреходящую духовную и художественную ценность. Тем более что старинным промыслам можно найти достойное место в сегодняшней жизни. Совсем недавно открылась станция московского метро «Славянский бульвар». При оформлении станции авторы проекта больше руководствовались французскими декоративными мотивами. Неужели русские растительные орнаменты смотрелись бы хуже? И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Как невнимательны мы к нашему достоянию.
Положение художественных промыслов в России закреплено Федеральным законом РФ ‹ 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года, однако соответствующими функциями по выработке государственной политики не наделён ни один федеральный орган исполнительной власти. У половины субъектов Российской Федерации нет своих законов о народных художественных промыслах, в абсолютном большинстве регионов отсутствуют программы сохранения народной культуры.
В то же время многие федеральные министерства и ведомства имеют прямое отношение к сфере народных художественных промыслов.
Среди мер государственной поддержки художественных промыслов важное место должно принадлежать развитию специального художественного образования, организации школ, училищ, подготовке кадров, всевозможной популяризации искусства художественных промыслов, что немаловажно для формирования достойного имиджа России как многонационального государства.
Не исключаю и того, что следует в незамедлительном порядке рассмотреть вопрос о создании уполномоченного координирующего органа по работе народных художественных промыслов и формированию соответствующей государственной политики.
Размышляя над проблемой сохранения и развития народных художественных промыслов, должен сказать, что народные художественные промыслы России – глубинный пласт нашей многонациональной культуры. Проблема сохранения и развития народных художественных промыслов – основополагающей части национального культурного наследия – является важной государственной задачей. Пожалуй, ничто так не доносит до нас глубину народного духа, как изделия художественных промыслов. Красота, историческая и культурная значимость рукотворных предметов народного искусства вызывают активное желание сохранить это национальное достояние для грядущих поколений.
Мост через время, связующий современность и традиции, – это не только лишь поэтическая метафора, это ещё и вполне реальные ковши и клинки, кружева и шали, в которых овеществлён талант многих поколений народных мастеров. Смогут ли по этому мосту пройти наши потомки?
, заместитель председателя Совета Федерации РФ