Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мост между прошлым и будущим

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

На Северном Кавказе сцена вновь обрела «безграничность»

…Многоцветная радуга красок, в «спектре» которой нашлось место искрящейся весельем комедии и драме, пронзительно-злободневному трагифарсу и философской притче, рассказывающей прозрачным языком аллегорий о вечном, «золотой» классике мировой и российской драматургии и драматургии национальной. Такой останется в памяти владикавказских зрителей афиша IV фестиваля театров Северного Кавказа «Сцена без границ», собравшего
в столице Республики Северная Осетия – Алания под «знамёнами» обмена творческим опытом и дружеского общения пять театральных коллективов из четырёх республик юга России.

Сцена старейшего на Северном Кавказе Русского академического театра им. Е. Вахтангова стала местом проведения театрального форума в рамках федеральной целевой программы «Культура России» при поддержке Министерства культуры РФ, Союзов театральных деятелей РФ и РСО–А. Идея проведения именно во Владикавказе этого театрального фестиваля обрела в своё время «плоть и кровь» по инициативе мэтра осетинской национальной сцены, народного артиста РФ режиссёра Георгия Хугаева. А символичное название «Сцена без границ», вновь продолжившего традиции, заложенные участниками предыдущих фестивалей, стало не только стимулом для реального объединения культурного пространства народов Северного Кавказа. Фестиваль на самом деле способствовал росту творческих сил региона, лучшему узнаванию друг друга, пониманию высоких целей искусства в жизни общества, выявлению новых талантливых исполнителей.

«Тартюф»Открыл фестивальную программу музыкальный комедийный спектакль Кабардино-Балкарского русского драматического театра им. М. Горького «Невеста из Имеретии» по В. Константинову и Б. Рацеру, вновь убедивший в мудрой, как сама земля, правоте вечной истины: и в пору осени жизни в человеческое сердце может радостно постучаться весна – стоит только самому человеку по-настоящему этого захотеть… Гости из Кабардино-Балкарии передали фестивальную эстафету коллегам из Калмыцкого республиканского русского театра драмы и комедии, чей мольеровский «Тартюф» прозвучал как хлёсткое напоминание, актуальное для нынешней России ничуть не меньше, чем для «прекрасной Франции» эпохи Людовиков: «сон совести», закрывающей глаза на козни подлости и лжи, порождает чудовищ…

Свою сценическую версию трагикомедии Г. Горина «Забыть Герострата» представил владикавказцам ещё один участник фестиваля – Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия. Театр был создан в Назрани в 1998 году как экспериментальная театральная студия. Пять лет назад он обрёл статус драматического театра. Основной актёрский контингент труппы – выпускники Щукинского училища, РАТИ и других ведущих столичных театральных вузов. А у спектакля «Забыть Герострата» своя особая история. Полгода назад театр в результате умышленного поджога сгорел, что стало большим ударом для его коллектива. Но этот удар не сломил его… Именно тогда режиссёр народный артист республики Ахмед Льянов предложил ответить на него экстремистским силам языком искусства. Так родился этот спектакль, который был поставлен на обугленной, почерневшей от огня сцене…

«Чёрная бурка»В рамках фестиваля во владикавказском Доме искусств состоялась встреча республиканских мастеров культуры и журналистов с именитой гостьей четвёртой «Сцены без границ» – театральным критиком из Ганновера, худруком и президентом целого ряда престижных международных театральных фестивалей, членом совета Международного форума фестивалей ЮНЕСКО, международной Лондонской ассоциации писателей и журналистов, руководителем международного театрального фестиваля «Театрион» Ниной Мазур, поделившейся с владикавказской интеллигенцией своим взглядом на современный мировой театральный процесс:
– Мост между прошлым и будущим, между лучшими, золотыми традициями, которые накопило за свою историю театральное искусство, и между тем новым, современным, устремлённым вперёд, вот в чём, в моём понимании, должен являться любой театральный фестиваль. Здесь, в Осетии, я это увидела – что было для меня очень радостно!

Финишную черту под пятидневным фестивальным марафоном подвели два театральных коллектива – хозяева фестиваля – Северо-Осетинский академический театр им. В. Тхапсаева, представивший философскую притчу – Закрытие фестиваля. Слово директора Русского театра  Северной Осетии Владимира Увароваспектакль «Чёрная бурка» Г. Хугаева, и Русский академический театр им. Е. Вахтангова с «криминальной историей» – спектаклем «Танго на закате» по произведениям М. Булгакова. И там же, в переполненном до отказа зрительном зале Русского театра, были торжественно оглашены его итоги – и тепло прозвучало со сцены из уст министра культуры республики Фатимы Хабаловой, театроведа Нины Мазур, директора Русского театра им. Е. Вахтангова Владимира Уварова, директора Калмыцкого театра Валерия Хотлина: «До свидания, фестиваль! До новых встреч!» А такие встречи, такие праздники, сближающие народы и сердца, как подтвердил фестиваль «Сцена без границ», искусству Кавказа сегодня необходимы как воздух. Ибо путь через сотрудничество в сфере искусства – один из самых коротких путей к взаимопониманию, согласию и добрососедству между народами на древней земле Кавказа.

Залина АБАЕВА, ВЛАДИКАВКАЗ

Обсудить в группе Telegram

Залина Абаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS