Творческие профессии для людей с инвалидностью / Сост. Липес Ю.В. – М.: Теревинф, 2009. – 200 с.
«Их интеллект слаб, но доверие и открытость другим огромны… У них есть особая миссия исцелять сердца и разрушать барьеры, которые разделяют людей и мешают им жить счастливо и человечно». Написавший эти слова канадец Жан Ванье, оставив военную службу, поселился с двумя умственно отсталыми людьми в дешёвом домике во французской деревушке Троли и прожил с ними более сорока лет. Этого, объяснял он, от меня хотел Бог. Уважение к личности каждого человека независимо от его способностей – основной принцип созданных им движений «Ковчег» и «Вера и свет», распространившихся по всему миру и помогающих ментальным инвалидам.
Уважение к личности – главный педагогический принцип и в Московском центре профессиональной подготовки для особых людей. Идея организации художественно-прикладных мастерских для детей с проблемами развития появилась в Центре лечебной педагогики около десяти лет назад. Там уже давно арт-терапия – лепка, рисование, шитьё, работа с деревом – использовалась для помощи психически больным. Когда воспитанники начали подрастать, художники и педагоги поняли, что у ребят есть большой потенциал и занятия ремёслами могут быть не только отличным методом лечебно-педагогической коррекции, но и основой будущей профессии, мостиком в полноценную жизнь.
Сейчас, выйдя в 18–20 лет из стен интернатов, спецшкол или коррекционных классов, люди с психическими проблемами оказываются подчас практически в полной изоляции. Не только потому, что мероприятия в клубах и досуговых центрах для ментальных инвалидов не так уж часты. И даже не потому, что работодатели и на должность вахтёра предпочитают брать докторов наук. Самые простые профессии для таких людей оказываются подчас неподходящими. Многие из них настолько импульсивны, что монотонная сортировка бутылок по ящикам в супермаркетах или складывание полотенец в прачечной полностью уводит их в себя. Свободное творчество без руководства мастера также может быть вредно для психического состояния, поскольку становится не средством выражения личности, а лишь новым способом проявления навязчивых состояний.
Именно поэтому выбрана форма мастерской, в которой, с одной стороны, человек соприкасается с искусством, которое оздоровляет его психическую сферу, с другой – наставник, мастер, не даёт ему уйти в себя, в спонтанное творчество, учит воплощать конкретный замысел и соблюдать технологию.
Центр профессиональной подготовки входит в состав московского Технологического колледжа № 21. Студенты с эмоционально-волевыми проблемами и дефицитом внимания, как и здоровые, не только получают здесь профессиональные навыки, но и изучают общеобразовательные предметы. Правда, их программа и форма обучения сильно отличаются от обычных. Главное для них – восполнить пробелы в элементарных знаниях. Например, работающие в текстильной мастерской изучают чётные и нечётные числа, что необходимо для ткачества, где нужно считать ряды. Ученикам из столярной мастерской важнее умение пользоваться линейкой, а тем, кто ездит по городу сам, необходимо научиться пользоваться картой и проездным документом.
Кто-то, вероятно, решит: подумаешь, наука – научить нахоздить дорогу к дому, лепить чашки или мастерить стул. Но когда речь идёт о людях с проблемами умственного развития, это очень непростая задача. Книга адресована специалистам и тем, кто намерен открыть подобные мастерские, помочь человеку с инвалидностью стать не просто получателем пособий, а личностью, способной сделать что-то важное и нужное для других. Кстати, сегодня специалисты по ремонту мебели или одежды более востребованы, нежели менеджеры или юристы.