Константин Смородин. Одно утешит – красота: стихи.
Саранск, 2021. – 384 с. – 250 экз.
Книга Константина Смородина внушает чувство уверенности в том, что наш бренный мир достаточно незыблем: так полновесен и солиден том избранных произведений писателя из Мордовии. Конечно, такое ощущение можно отнести к тому, что сборник отпечатан на мелованной бумаге. Но в этом сказалась не авторская прихоть, а настоятельная художественная необходимость: помимо стихов в сборнике представлены многочисленные фотографии, выполненные на профессиональном уровне.
Что отображено на этих снимках? Мир родной природы, деревенский быт, животные, деревья, здания, храмы… И, конечно же, лица – лица современников поэта, задумчивые и серьёзные, выражающие существо нашего времени. Эти снимки не просто дополняют пространство текста, не только иллюстрируют внутренний мир автора, они – самодостаточны, потому что сделаны не равнодушным объективом репортёра, а человеком, любящим и глубоко понимающим сегодняшнюю и вечную реальность.
И стихи, собранные под переплётом, тоже об этом – о нашей с вами жизни со всеми её плюсами и перекосами. Константин пишет серьёзно, смотрит на мир глазами мудреца, но, конечно, не забывает об иронии и самоиронии:
Сад весенний. Тишина.
На тарелке – ломтик сыра.
В рюмках – спирт. В потёмках – сыро.
С неба полная луна
серебром наш сад покрыла
и глядит на нас, старушка.
Третьей будешь? Где же кружка?
В своё время Николай Рубцов, вынося строгие вердикты сочинениям собратьев по перу, изрекал: «Стихи не лирические!..» И часто это звучало как приговор. Стихам Константина Смородина это не грозит, ибо в них присутствует лиризм самого высокого накала:
Когда я иду по улице,
а солнце идёт мне навстречу,
я чувствую эту путаницу,
будто смешались чёт и нечет.
Словно в вино насыпали жемчуга…
А впрочем, какая разница?
Во всём виновата женщина,
Потому что она – призрак праздника.
Разумеется, лирический герой поэта не страшится и самых серьёзных и ответственных тем, вплоть до того, чтобы вступить в диалог с самими высшими силами. Русская поэзия всегда была сильна своими религиозными мотивами. Для выражения этих чувств порой не хватает стихотворных средств – здесь не нужны никакие подпорки, и автор переходит в стилистику верлибра или даже духовной проповеди:
Вера в Бога, кроме всего, ещё и преодоление одиночества.
Подружись с Богом, и ты не будешь одинок.
Дружба подразумевает бескорыстие, любовь, преданность, ответственность, и ещё, так как Бог старше, – иерархию и пиетет.
Подружись с Богом, но не дерзко, не панибратски, потому что ты вообще не достоин столь высокой дружбы, а издали, уважительно, стараясь понять, что Он от тебя хочет, всегда оставляя последнее слово за ним.
Подружись с Богом… Это трудно, но это возможно…
Серьёзность интонации поэта не вызывает сомнений. Это – речь от первого лица, которая не нуждается в дополнительных приёмах, метафорах или образах. Впрочем, образность от этого никуда не пропадает, она присутствует в пейзажах, портретах, автомобилях, куполах, внутреннем убранстве церкви. В сборнике немало и горечи от житейских потерь, ударов судьбы. Но всё-таки свет доминирует. А слово как таковое не требует усиления интонации, форсирования фразы. Проповедник и должен так говорить: спокойно, взвешенно и величаво:
Старый храм – живая память.
Связь времён, на ветках – завязь
нежного цветка.
Весь – порыв земного к небу.
Пятна тающего снега.
Сверху – облака.
Читая такие строки, прекрасно отдаёшь себе отчёт в том, что Константин Смородин в своём далеко не преклонном возрасте удостоен почётного звания народного поэта Мордовии. Он его вполне заслужил.