
Екатерина Егорова,
журналист
Сонм чувств, подаренных романтической любовью или верной дружбой, воспет во многих произведениях искусства. Однако города и местности, встречающиеся на жизненном пути человека, способны оставить не менее яркие и глубокие отпечатки в душе. В памяти надолго остаются эмоции, вызванные каким-либо парком, проспектом или бликом небрежно брошенного солнцем луча на городскую скамью, пристроившуюся под старой акацией.
В Саратове я впервые оказалась в школьную пору. Провела там лицейские и студенческие годы. В то время он меня не слишком впечатлил, вероятно, потому, что прилежные ученицы и студентки склонны всецело отдаваться учёбе. Однако после занятий я любила пройтись по городу, стараясь уловить оттенки его ауры. Наверное, именно тогда в сердце зародилась искра тёплых чувств к Саратову.
Переехав в Москву, я изредка навещала родную глубинку, но только этим летом наша встреча подарила мне особую радость. Саратов способен удивлять! Чего только стоит вид на величественную Волгу, противоположный берег которой тянется вдоль горизонта тоненькой нитью кучерявых насаждений, а местами и вовсе теряется, прерывается. Кажется, будто вода сливается с небесами.

Манёвренные теплоходы, грузные баржи неспешно курсируют по речной глади, вальяжно позируя фотолюбителям со смартфонами и профессионалам с длинными объективами.
Русло реки погружено в глубокую низину. Оттуда поднимаются и заманчиво увлекают в город широкие каменные лестницы, соединяющие пять ярусов набережной. Верхний занят жилыми домами, кафе, ресторанами. Остальные – прогулочные зоны, окаймлённые по склону тенистыми липами, каштанами, цветистыми клумбами, тематически оформленными стенами. Так, в 2024 году на самом нижнем ярусе появилось 150-метровое произведение настенной живописи, посвящённое дружбе России и Китая. В центре композиции – две прекрасные девушки, олицетворяющие Волгу и Янцзы, доверительно соприкасаются ладонями; за их роскошными волнистыми косами простираются с одной стороны достопримечательности субъектов Приволжского федерального округа, с другой – некоторых провинций Китая.
Саратов – мультикультурный город. Помимо русских, казахов, татар, украинцев, в нём проживают кавказцы, индийцы, африканцы, приехавшие получать образование в учебных заведениях, коих здесь великое множество. Прогуливаясь по городу, нетрудно заметить: встречные прохожие – чаще всего молодёжь, полная энергии, задора, вдохновения. Возможно, среди них – будущий уникальный специалист в медицине, креативный селекционер или инженер-новатор.
Именно нестандартный полёт инженерной мысли в 60-е годы прошлого века подарил городу один из его символов – автодорожный мост, соединяющий правый берег, на котором стоит Саратов, и левый – где расположен Энгельс. Монументальное, кажущееся бесконечным сооружение завораживает. На закате под нежно-розовые кванты уходящего солнца зажигаются первые огоньки художественной подсветки моста. В мгновение бетонно-серый гигант визуально обретает парящую лёгкость и ювелирную утончённость. Теперь он похож на инкрустированную кристаллами тиару, которая венчает густые волны реки.
Не только набережная, но и весь центр города идеально подходит для пеших прогулок. Пожалуй, самая живописная – старинная улица Волжская, широкая, пешеходная, по обеим сторонам обставленная лакированными скамьями, которые то прячутся от дневного зноя в прохладе резных клёнов, то выступают искусным дуэтом с изогнутым в радушном поклоне фонарным столбом. Особый шарм этой улице добавляет эклектика в архитектуре. Уютные, с мезонинами, гипсовой лепниной и барельефами, дореволюционные особнячки и помпезные здания советских времён, со скульптурами и колоннами, приятельски подпирают друг друга, уставившись во все глаза огромных окон на современные лаконичные стеклянные строения. Три поколения домов имеют невысокую этажность и гармонично сосуществуют в городе.
Летом, на закате, тяжёлые двери старинных подъездов, выступающие далеко на тротуары, отворяют, чтобы впустить на покосившиеся деревянные лестницы прохладу с Волги. Уставшие от времени, дома тяжело выдыхают перегретый воздух, постепенно растворяя свои очертания в сумерках.
Центральные улицы вечерами заполняются золотыми огоньками и прогуливающимися горожанами. Освежающий ветерок вдохновляет на променад. Волжская заканчивается старым садом Липки, возле которого иногда можно услышать лезгинку и полюбоваться на зажигательные танцы кавказской молодёжи.

По другую сторону улицу венчает памятник архитектуры – храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Миниатюрный, невероятно красочный, он похож на жемчужину, играющую цветными переливами в потоке света.
Через дорогу от храма, рядом с Липками, находится большая диорама, где наглядно можно проследить развитие Саратова с момента его основания до сегодняшнего дня и даже немного заглянуть в будущее. Из века в век, год от года убранство улиц становится краше, архитектурная мысль – изощрённее, жизнь – комфортнее. Вместе с тем когда-то единичные духовные жемчужины Саратова деревянного теперь выросли в прекрасное ожерелье храмов, благословенно осеняющее город.
В последнее время тревожный продолжительный вой сирен, оповещающий об атаке беспилотников, порой охватывает ночной Саратов. В будущем хотелось бы увидеть поистине счастливых людей, живущих в мире и согласии. Однако подобной информацией диорама не располагает.