Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Мозаика книжника

01 января 2007

РВАНОЕ ВРЕМЯ

ЦИФРА VS БУМАГА

Весной мои знакомые предоставили мне возможность пополнить мою библиотеку. Они дали мне переписать на компьютер четыре DVD, на которых, если верить предуведомлению к ним, хранились тексты 82 с половиной тысяч книг. То есть в разы больше, чем я собрал за полвека осознанного и осмысленного подбора библиотеки, которая занимает в моей небольшой квартире места больше, чем мне самому остаётся для нормального проживания.

Цифра впечатляла. Но автор предуведомления несколько передёрнул. На дисках было записано около двадцати тысяч электронных папок – конечно, тоже поражающая воображение цифра. Вы только представьте, двадцать тысяч томов – и всё в кармане пиджака! Но не будем изумляться заранее, а продолжим нашу статистику. В каждой папке авторы – в алфавитном порядке, представленные текстовыми файлами от одного до нескольких десятков… Часто эти файлы содержат только один рассказ или, допустим, отдельное эссе. То есть ещё не книгу, а только её часть. В итоге набирается именно 82 с половиной тысячи не книг, а названий, что тоже поражает воображение…

Разброс огромен. Есть практически всё. Хотите Льва Толстого? Пожалуйста. Двадцать два файла, в которых полностью содержится двадцатидвухтомное собрание сочинений плюс ещё десяток разрозненных книг и статей. Долой Толстого с парохода современности? Нет проблем: вот братья Стругацкие. Причём в папке брата Аркадия почти все художественные произведения братьев, а в папке брата Бориса только сочинения Витицкого, комментарии, писанные Борисом Натановичем, да его интервью. Не хотите советско-российскую фантастику, тогда возьмём классику. Дос-Пассос. Есть? Есть. Только два романа, на зато каких! Хемингуэй? А как же! Даже Адольф, извините, Гитлер со своей борьбой против человечества. Противопоставим ему блистательного Илью Эренбурга. Или Томаса Манна, сочинения которого целиком выложены в его авторской папке. Вы ищете Платонова? Нет проблем! А вот Паустовский. Весь! Катаев Валентин – тоже весь, собрание сочинений в десяти томах плюс не вошедший туда «мовизм». Рядом ещё и Иван Катаев, ныне забытый писатель, репрессированный в 30-х годах прошлого века. Не нравится Иван Катаев, можно что-то изысканнее. Например, весь Марсель Пруст. Или гениальные Габриель Гарсиа Маркес и Хорхе Луис Борхес. Не всё же бродить по Европе! Конечно, есть и практически все сегодняшние популярные российские писатели.

В общем, примерно двадцать тысяч авторов всех времён и народов. Такое впечатление, что составитель этого собрания просто в алфавитном порядке набирал на диски содержание из многочисленных интернет-библиотек. Весьма прилежный труд, который может многим пригодиться. Да и мне в том числе.

Но это только малая толика того, что может быть перенесено на электронные носители. Например, оцифровано всё содержимое Третьяковской галереи. Десятки тысяч страниц журнала «Вопросы литературы» за все годы существования тоже перенесены в компьютерный формат и предлагаются желающим углубиться в недра древнего советского литературоведения. Ждут своей оцифровки три миллиона (!) томов Библиотеки Конгресса США. И ещё многое-многое другое. А компания Google вообще собирается выложить в «цифре» всё, написанное за историю чтения!

Но рано радоваться провайдерам и хозяевам цифровых библиотек. Вряд ли цифра заменит бумагу. По разным причинам. Апологеты и неофиты электронного чтения не должны забывать о недолговечности цифровых носителей. Даже самая устойчивая пластмасса, из которой штампуются си-ди, живёт десять–пятнадцать лет, потом в этом материале начинаются естественные деформации, что, конечно, приводит к утрате информации. Гораздо долговечнее флэшки, способные выдержать до миллиона операций, или жёсткие диски. Но жёсткий диск может, к примеру, пробить током, и – прощайте, миллионы электронных страниц… В этом смысле ещё не придумано ничего долговечнее бумажной книги. У неё тоже есть враги. Она боится огня и воды. В древних хранилищах могут завестись мыши и повредить толстые кожаные переплёты. Насекомые-паразиты способны проесть ходы в бумажном блоке. И так далее.

Но всё равно – вы протягиваете руку к полке и снимаете с неё томик, изданный – ну, сто лет назад. Пусть пожелтела бумага, обтрепались уголки. Вы распахиваете эту книгу, и она дарит вам ощущение сохранённого времени. Её мог держать в руках Пастернак, ею мог зачитываться Мандельштам или Есенин. Теперь она в ваших руках.

Короче говоря, всё это время, которое я занимался электронной версией мировой литературы, подтачивало меня какое-то сомнение. Подтачивало, пока я не сформулировал – сам для себя – очень важную мысль. Это подвалившее мне интеллектуальное богатство ни в коем случае не является книгой. Это неизданные (в данном случае) тексты книг – художественных, мемуарных, искусствоведческих и т.д. Только тексты. Они ещё не стали книгами, они способны помочь в работе, они позволят вам почерпнуть ещё неизвестную информацию, могут быть прочитанными в поезде или в метро на ладошке электронной «читалки», но всё равно – это только тексты.

Книга – это нечто совсем другое. То есть это тот же текст плюс всё, что делает его той традиционной книгой, которая существует сотни и сотни лет и, предполагаю, будет существовать ещё сотни и сотни лет, пока люди будут писать и читать книги.

Электронные тексты – это оголённое содержание. Оно вопиёт, требуя заключить себя в переплёт, обрамить золотым обрезом, запрессовать корешком, выставить титулы и авантитулы, форзацы и много всего другого, что предполагает искусство книги. Тогда книга начинает дышать. Тогда текст оживает не только как содержание, но ещё и дыхание, которое стоит за этим текстом. И тогда вы протягиваете руку и снимаете с полки самый совершенный и универсальный продукт человеческой цивилизации – Книгу.

Но хотя книга и является совершенным изобретением, человечество сделало всё, чтобы подпортить своё наивысшее достижение: не счесть плохих, слабых, бездарных и глупых книг, которые миллионными тиражами сходят с издательского конвейера. Слава богу, не они определяют облик идеальной библиотеки.

А я тем временем начал набирать пятый диск. Свой собственный. Но неизмеримо книжное богатство. И мне захотелось от электронных текстов снова перейти к традиционным книгам, которые я прочитал и полюбил в разные годы моей жизни.

Идеальную библиотеку можно было бы сравнить с витражом, на котором Вселенная выложена в виде благородной многоцветной мозаики, скреплённой фантастическими свинцовыми переплётами. А каждая отдельная книга – это кусочек смальты, мельчайшая часть этого великого и до конца так никем и не созданного витража. Каждое книжное собрание – это фрагмент мозаики, которая никогда и никому не предстанет воплощённой полностью. Сколько книг – столько и миров. Библиотека чем-то схожа с фасеточным глазом стрекозы или муравья – она двоится, троится, она множится, но всегда за её пределами остаётся невероятный и непознанный мир. Это касается именно книг, а не спрессованных в кусочке пластмассы оцифрованных текстов. Каждый библиофил (есть ещё хорошее слово «книжник») сам выкладывает свою мозаику на призрачной канве существования.

Сергей МНАЦАКАНЯН

Обсудить в группе Telegram

Сергей Мнацаканян

Родился в Москве 4 августа 1944 года. Член Сою... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS