В ходе настойчивых попыток всё более затуманивать прошлое настоящее, напротив, становится для нас всё яснее и яснее. Например, если бы пересмотр трактовки сути и смысла Второй мировой войны, той трактовки, что утвердилась сразу по её окончании, происходил самостоятельно, изолированно от всех прочих событий на планете, – что ж, к этому можно было бы относиться как к искреннему поиску истины или сравнительно безобидной игре ума. Но в современном мире происходит достаточно того, что недвусмысленно свидетельствует о подлинной сути событий мировой истории, проливает нам свет на прошлое.
После голосования в палате представителей Конгресса США по закону, запрещающему независимым государствам создавать газовые картели, прошло голосование и в сенате. Абсолютное большинство сенаторов – более двух третей – одобрили этот закон. Налицо свидетельство консенсуса в американском обществе по вопросу о роли и месте их страны в мире, а также, что не менее важно, и о степени ценности для Америки такого понятия, как международное право. «Законопослушная» американская нация всему миру недвусмысленно даёт понять, что закон, в данном случае закон международный, для неё – ничто. А что имеет значение? Ресурсы для развития. Это то, что нужно было от нас шестьдесят шесть лет назад объединённой тогда Гитлером Европе, и это то, что нужно сейчас от нас вновь объединившейся Европе и США.
Мы как-то привыкли, что воюем не с немцами, но с фашистами, не с народами, а с их подлыми и коварными правителями. Что ж, это гуманно, человечно. Но, например, сейчас с той стороны – кто против нас?
Это очень печально, но отнюдь не злокозненная американская администрация, не империалисты всех мастей, не силы «международного терроризма», с которым мы так успешно боремся в сотрудничестве с великим заокеанским партнёром, а Конгресс США, представляющий американский народ, пытается запретить нам действовать в наших собственных интересах, заставить подчиниться его потребностям, угрожает незаконными и абсурдными с точки зрения международного права санкциями – лишением суверенного иммунитета. И, таким образом, взламывает всё международное право. А американский народ выражает бурные протесты против решений своего парламента? Что-то не замечено. А ведь лишение суверенного иммунитета – разве это не война? Пока – лишь холодная, на уровне ультиматумов, но что это меняет по существу? Разве непонятно, что ракеты ПРО в Европе – не самостоятельный фактор, а лишь один из инструментов ведения этой фактически объявляемой войны?
Президент США обещает наложить на закон вето: видимо, ещё не время для столь радикальных шагов. А когда придёт время, когда наши устаревшие подводные лодки и баллистические ракеты уже вообще не смогут соответственно выходить в море и взлетать? И не надо иллюзий в связи с бравурными рапортами – чудес в мире не бывает. Если приоритетом страны остаётся не предельное напряжение всех сил для ускоренного развития науки и технологий, а золотовалютные резервы и резервный же фонд, в совокупности составляющие уже два годовых федерального бюджета, вложенные в экономику ранее потенциального, а теперь уже и фактического противника, взять его «русской сметкой» вопреки не декларируемым, а реальным приоритетам деятельности всей государственной власти нам не удастся.
И ещё важный аспект: в глобальной борьбе необходимы союзники, но с кем объединяться? По логике – с теми, с кем близки интересы. Но тогда почему мы до сих пор не члены ОПЕК? Какие у нас такие особые интересы, что мы якобы ближе к США и Европе (импортёрам энергоресурсов), чем к странам – поставщикам энергоресурсов? Мы члены и Парижского клуба, и «семёрки-восьмёрки», но ради чего? Конечно, престижно, но что существенное для себя мы там решаем? При том что в ОПЕК наш вес был бы реальным, а в потенциальном «газовом ОПЕК», который нам запрещают создавать, так и совершенно решающим.
Кстати, мы и постоянный член Совбеза ООН, но что-то незаметно, чтобы мы отстаивали там право суверенных государств (в частности, поставщиков газа) на объединение в своих интересах…
Наконец-то после десятилетий безумного стремления войти в ВТО на крайне невыгодных условиях (якобы ради «участия в выработке правил игры») наш президент заявил инициативу реформирования ВТО и ряда других международных организаций, а также создания альтернативных организаций. Давно назревшая инициатива. Но пока реальные наши действия противоположны этому лишь наметившемуся повороту в политике. Парламент США принимает «законы», грубо попирающие наши стратегические интересы, а мы вдохновенно вливаем свои деньги в их оборонку (точнее – «наступалку») – подписываем контракт на закупку двух десятков новых гражданских авиалайнеров, в продажной стоимости которых, по разным оценкам, не менее половины – финансирование не нашей, а их науки, их технологий, их (в данном случае это важно) не оборонного, а именно наступательного могущества. И это – ответственная политика страны, ценящей и стремящейся сохранить свой суверенитет?..
В той войне, трагическую годовщину начала которой мы отметили 22 июня, наши деды и прадеды победили. И тем отстояли своё и наше право на жизнь, на развитие, на суверенитет, на использование для будущего наших детей и внуков нашей земли, наших лесов и полей, наших недр. В нынешней новой войне, идущей по новым правилам, но оттого не менее настоящей, нас пытаются задушить и уничтожить, лишить суверенитета, возможностей развиваться. А что решат делать с нашими жизнями? Заранее никто честно не скажет. Будем покорно ждать, чтобы это узнать?
И вопрос, адресованный тем, от кого многое зависит.
Верхушке нацистской Германии – как инструменту проведения глобальной экспансии Запада на Восток – помогли ли в конечном счёте уцелеть всякие тайные счета в западных банках? Как известно, не помогли. А коррумпированной российской власти – как инструменту подчинения нашей страны глобальным интересам Запада – эти счета помогут? Может быть, хватит иллюзий?
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции