На Московском международном книжном фестивале, который в минувший длинный уик-энд в четвёртый уже по счёту раз прошёл во внутреннем дворике ЦДХ и ряде прилегающих помещений, было вновь много всякого разного. Вот, правда, от количества книг – не важно, продающихся ли или презентуемых, – нельзя сказать, чтобы рябило в глазах.
Программа мероприятий была, по традиции, зело обильна, но зато порядка стало, кажется, как-то ещё меньше.
При этом живописать всё исключительно в тёмных красках было бы крайне неправильно: на фестивале, как и в прошлые годы, была весьма симпатичная детская часть, предлагавшая этой категории посетителей целую череду разного рода конкурсов, мастер-классов, мультпоказов и всякой иной всячины. И «сектор», за который отвечал один из соорганизаторов – Музей Кино в лице его директора Наума Клеймана, соответствовал, естественно, долженствующему уровню. Но зато вот общая атмосфера, которая в предшествующие годы как-то складывалась, конденсировалась в некое подобие – ну, не знаю, дачного, что ли, «верандного», интеллигентски-старорежимного духа, времяпрепровождения – теперь вдруг куда-то улетучилась. Этакая необязательная «милота», что, безусловно, могла кого-то активно раздражать, но которой нельзя было отказать в особом обаянии, сменилась также необязательным, но непонятно чем…
Нынешний вариант акции затевался под руководством нового программного директора – на смену «духовному лидеру» трёх первых лет, литературному критику Александру Гаврилову, пришёл директор книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов. Наверное, поэтому прежние эманации куда-то улетучились. Другое дело, что деловитость и коммерческая оборотистость, как, собственно, и «книжность», пустоту, увы, не заместили.
Что было? Какие-то заранее отпугивающие политические пикировки, куча каких-то, возможно, высокоталантливых, но практически неведомых нам зарубежных литераторов, изрядное количество разговоров на темы школьного образования в разных странах (материя, что и говорить, архиважная, но мероприятию подобного рода как-то слегка чуждая)… Несколько бессистемное, хаотическое, «броуновское» перемещение энного количества внешне приятных людей по замкнутому пространству – в поисках и перманентном ожидании хоть чего-нибудь заслуживающего внимания. Наибольший ажиотаж – по крайней мере, в те часы, которые мы провели на фестивале, – вызвало появление… музыканта Ильи Лагутенко…
У Московского книжного фестиваля – затеи, что и говорить, в принципе правильной, позитивной, перспективной – имеется в титуле прилагательное «открытый». И здесь вдруг возникает вопрос: а может быть, не стоит так уж – навстречу всем ветрам – распахиваться, может, стоит его слегка притворить…