Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Можно-2»: исключительно позитивные вибрации

01 января 2007

ОТЗВУКИ

PortMone; Полли ХомякинаНесколько десятилетий назад такие белорусские слова, как «Песняры», «Верасы», «Сябры», были хорошо знакомы, думается, всем без исключения жителям Российской Федерации, равно как и гражданам, населяющим другие республики Союза. По части популярной музыки Белоруссия, без сомнения, являла собой среди «пятнадцати сестёр» одного из очевидных лидеров. И это происходило вне всякой зависимости от каких бы то ни было идеологических установок: просто в позднесоветскую эпоху там появилось много талантливых и, что немаловажно, современно мыслящих музыкантов – ведь, если вдуматься, то, чем занимались те же «Песняры», выходило далеко за тривиальные эстрадные рамки, за пределы пространства, с комфортом обжитого пресловутыми ВИА. Творчество этого уникального коллектива было прямым аналогом того мощного арт-фолк-рокового движения, что пышным цветом расцветало в 70-е годы прошлого века к западу от Минска. И причины того, что многие хиты «Песняров» «пошли в народ» в полном смысле этого выражения, заключались не только в области их исключительной мелодичности, но и в том, что принято определять в качестве актуальности музыкального материала.

А грандиозный успех, выпавший – на постсоветском уже пространстве – на долю заводных и зажигательных пересмешников из группы «Ляпис Трубецкой»? Он ведь тоже был во многом обусловлен способностью талантливых музыкантов «расслышать время»: та смеховая, пародийная, даже ёрническая стихия, которую обрушивали на своих слушателей «Ляписы», оказалась как нельзя более созвучной странной эпохе рубежа тысячелетий, с её тотально возобладавшим цинизмом, окончательным крушением всех идеалов и бойким срыванием всяческих масок.

Но и в веке XXI в Беларуси, оказывается, не перестали сочинять и исполнять музыку не просто качественную, но и современную, созвучную эпохе. А то обстоятельство, что в нынешней России об этом мало что известно, характеризует, с одной стороны, восторжествовавшие сегодня времена агрессивного пиара, а с другой – саму эту «НагYаль»музыку и людей, её делающих. Истинно актуальным на фоне повсеместно громокипящей, на девяносто процентов безнадёжно бездарной попсы, вероятно, можно оставаться теперь лишь тихо и спокойно, без какой либо суеты, «возделывая свой сад». Чем, похоже, и занимаются – последовательно и неуклонно – те молодые белорусские группы, что предстали в начале ноября перед не слишком многочисленными, к сожалению, но зато благодарнейшими московскими меломанами под крышей клуба Ikra. Второй год подряд это достаточно «продвинутое» и начисто лишённое какого бы то ни было жлобства заведение устраивает по осени однодневный фестиваль «актуальной белорусской музыки» под названием «Можно», становящийся, наверное, не первостатейным, но всё же весьма и весьма важным событием в перенасыщенной именами и звуками столичной концертной афише.

Придумано и организовано мероприятие силами двух организаций – Минского концертно-продюсерского агентства BOpromo и компании «Снегири-музыка», детища неутомимого московского рок-исполнителя и культуртрегера Олега Нестерова, в последнее время открывшего и давшего «путёвку в жизнь» целому выводку начинающих российских музыкантов. Но белорусский десант, высадившийся в тот вечер в Ikr’е, показался даже более интересным, нежели представители молодого отечественного андерграунда, обнаруженные Нестеровым на родных просторах. И дело здесь, видимо, в том, что современная Россия не в пример серьёзнее инфицирована в области искусства вирусом коммерческого: едва ли не каждый, кто обретает у нас мало-мальскую известность «в узких кругах», начинает моментально грезить о больших деньгах, всенародной любви и телевизионной трибуне. Белорусы, причём практически все из десяти выступивших коллективов, показались в этом смысле куда более сосредоточенными на творчестве, на поиске новых средств выразительности.

Они предстали на редкость разными и своеобычными: и «настоящие» отчаянно-бескомпромиссные рокеры из группы «Петля пристрастия» (чья пластинка, кстати сказать, была названа авторитетным в данной области российским журналом «Афиша» «лучшей пластинкой года на русском языке»), и большие подлинные «оригиналы» из трио PortMone, чьи длинные инструментальные психоделические композиции, благодаря мощно солирующему аккордеону, уносили слушателей одновременно и в космические пространства, и в глубины подсознания. Запомнился и сет странных людей, именующих себя группой «Кассиопея», у которых за какими-то невероятными одеяниями и вызывающе клоунской манерой поведения на сцене слишком явно чувствовалась, выраженная в мелодиях, ритмах и текстах, ностальгия по навсегда ушедшему времени, тоска по какой-то лучшей жизни. А на другой площадке (выступления разворачивались разом в двух клубных пространствах, благодаря чему каждый из слушателей мог в любой момент на протяжении всех 6 часов акции выбрать для себя нечто более подходящее) в этот момент вдохновенно витийствовали члены многонаселённой команды «НагYаль», пытающиеся скрестить современное звучание с некими древними обрядовыми формами, восходящими, похоже, к колоритнейшей до­-христианской ещё эпохе, к временам славянского язычества.

Одна из выступавших в клубе групп – играющая регги «Аддис Абеба» – была проанонсирована в фэнзине в качестве «источающей настолько убедительные позитивные вибрации, словно родина их – не Минск, а как минимум город Кингстон». Не знаю, как насчёт Кингстона, но вот эти самые «позитивные вибрации» производили все без исключения белорусские гости Ikr’ы. Остаётся, как это в подобных случаях принято делать, выразить надежду, что они повторятся в Москве через год. Будем ждать фестиваля «Можно-3». Он нам очень нужен.

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS